МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнорелигиозная ситуация в регионе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рецензент(ы):
к.и.н. , ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Этнорелигиозная ситуация в регионе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является изучение формирования религиозных институтов на терриории Сибири, и их взаимоотношение с институтом государственной власти

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, микрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-7 Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, определить научную проблему и разработать основные направления ее разработки
ПК-10 Владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.причины и условия формирования этнорелигиозной ситуации в Сибири; историю взаимоотношений государства с этнорелигиозными образованиями на территории Сибири
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать роль Сибирского региона, как полиэтночного и поликонфессионального образования России в системе международных отношений; формировать позицию на политику государства в отношении этноконфессиональных групп
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком выстраивания исследовательского процесса по вопросам взаимодействия этнорелигиозных институтов с государственной властью

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научное изучение истории и культуры народов Сибири
1.1. Формирование знаний о Сибирском регионе Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
1.2. Формирование знаний о Сибирском регионе Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
1.3. Этнический состав Сибири Лекции 8 6 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
1.4. Этнический состав Сибири Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
Раздел 2. История православных конфессий Сибири
2.1. Начальный период истории деятельности и организация РПЦ в Сибири (конец XVI–XVII вв.) Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
2.2. Начальный период истории деятельности и организация РПЦ в Сибири (конец XVI–XVII вв.) Практические 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
2.3. Начальный период истории деятельности и организация РПЦ в Сибири (конец XVI–XVII вв.) Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
2.4. История РПЦ в Западной и Восточной Сибири в XVIII – начале XX вв. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
2.5. История РПЦ в Западной и Восточной Сибири в XVIII – начале XX вв. Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
2.6. Монастыри, духовенство и духовное образование в Западной и Восточной Сибири в XVII – начале XX вв. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
2.7. Монастыри, духовенство и духовное образование в Западной и Восточной Сибири в XVII – начале XX вв. Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
2.8. Распространение православия на Алтае (XVII – начало XX в.). Деятельность Алтайской Духовной миссии Практические 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
2.9. Распространение православия на Алтае (XVII – начало XX в.). Деятельность Алтайской Духовной миссии Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
2.10. РПЦ в Сибири в XX–XXI вв.: отражение общегосударственных тенденций и региональная специфика. Обновленческое движение Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
2.11. РПЦ в Сибири в XX–XXI вв.: отражение общегосударственных тенденций и региональная специфика. Обновленческое движение Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
2.12. Старообрядческие общины в Сибири Практические 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
2.13. Старообрядческие общины в Сибири Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
Раздел 3. Католичество и протестантские организации Сибири
3.1. Католические общины в Сибири Практические 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
3.2. Католические общины в Сибири Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
3.3. Протестантские общины в Сибири Практические 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
3.4. Протестантские общины в Сибири Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
3.5. Лютеранские общины Сибири Практические 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
3.6. Лютеранские общины Сибири Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
3.7. Баптистские, адвентистские, пятидесятнические общины в Сибири: этапы становления и деятельность. «Плавающая конфессиональность» XX в. Практические 8 4 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
3.8. Баптистские, адвентистские, пятидесятнические общины в Сибири: этапы становления и деятельность. «Плавающая конфессиональность» XX в. Сам. работа 8 8 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
Раздел 4. Буддизм, ислам и иудаизм в Сибири
4.1. Буддизм – традиционная религия Восточной Сибири Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
4.2. Буддизм – традиционная религия Восточной Сибири Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
4.3. Этнический состав мусульманских общин Сибири Практические 8 4 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
4.4. Этнический состав мусульманских общин Сибири Сам. работа 8 8 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
4.5. История мусульманских общин Сибири. Межрелигиозный диалог мусульманских организаций с другими конфессиями Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
4.6. История мусульманских общин Сибири. Межрелигиозный диалог мусульманских организаций с другими конфессиями Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
4.7. Иудейские общины в Сибири: история и современное положение Практические 8 4 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
4.8. Иудейские общины в Сибири: история и современное положение Сам. работа 8 8 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
Раздел 5. Новые религиозные движения в Сибири
5.1. НРД в Сибири. Специфика деятельности в отдельных регионах Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
5.2. НРД в Сибири. Специфика деятельности в отдельных регионах Практические 8 4 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
5.3. НРД в Сибири. Специфика деятельности в отдельных регионах Сам. работа 8 7 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
5.4. Экзамен 8 27 ОПК-4, ПК-7, ПК-10 Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Козьмин В.А., Бузин В.С. Этнология (этнография): Учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. www.biblio-online.ru
Л1.2 Тавадов Г. Т. Этнология: учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Левин Ф.Е., Федоров С.Е, Нации и этночность в гуманитарных науках: Алтейя, 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии: монография/ АлтГУ, Лаб. этнокультур. и религиоведческих исслед. ; [отв. ред. П. К. Дашковский].: Барнаул : Изд-во АлтГУ., 2014
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 П.К.Дашковский, Е.В. Шелепова Религиозные организации Сибири: Хрестоматия Барнаул: Алт.ун-та, 2013
Л2.4 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л2.5 Мельников-Печерский П. И. Дорожные записки : На пути из Тамбовской губернии в Сибирь: Москва: Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сибирская заимка. История Сибири в научных публикациях zaimka.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
Контрольная работа выполняется студентами на основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, с целью систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний, развития творческих способностей студентов, овладения навыками самостоятельной работы с научной, научно-методической литературой, формирования умений анализировать и отвечать на вопросы, поставленные темой работы, делать выводы на основе проведенного анализа. Работы приобщают также студентов к научно-исследовательской деятельности, играют важную роль в учебной подготовке. Контрольные работы оцениваются по работам, выполненным в письменном виде на практических занятиях и преследуют цель обобщения и аккумуляции информации по отдельным разделам и изученным темам.
При подготовке к экзамену по данной дисциплине студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и т.д.)