МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление социально-экономическими процессами в регионе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-1-2019
Часов по учебному плану 68
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 1
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 1 1 1 1
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 68 68 68 68

Программу составил(и):
кандидат социологических наук, доцент, Ноянзина Оксана Евгеньевна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Управление социально-экономическими процессами в регионе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.рассмотреть базовые проблемы теории и практики государственного и муниципального управления социально-экономическими процессами, а также выработать умения и практические навыки формирования и обоснования управленческих решений на разных уровнях хозяйствования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий
ПК-3 Способен использовать полученные знания, в организации учебной деятельности обучающихся и преподавании социологических и социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях дополнительного образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие закономерности функционирования и развития социально-экономических систем и процессов, перечислять основные элементы структуры и свойства социальных, экономических систем и процессов, характеризовать специфику управления социальными и экономическими системами;
иметь представление об объекте и предмете социологии управления, ее месте в системе социологического знания, знать основные концепции зарубежной социологии управления, перечислять подходы к управлению с позиций классического менеджмента, социологии, системного анализа, кибернетики, политологии, иметь представление об основных категориях управления социально-экономическими процессами, характеризовать объективную природу и сущность социально-экономических процессов;
перечислить основные социологические методы исследования для изучения актуальных проблем сообществ, для идентификации и определения вектора течения социально-экономических процессов, знать содержание программы социологического исследования актуальных социальных проблем социальных и экономических систем, опознавать принципы формирования выборочной совокупности для исследования актуальных социальных проблем сообществ, назвать основные принципы разработки инструментария социологического исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать особенностей социально-экономических процессов, сравнивать и интерпретировать подходы к анализу социально-экономических интересов;
анализировать социально-экономические процессы, определять специфику социальных и экономических процессов как объекта социологического исследования, сравнивать и интерпретировать отечественные и зарубежные концепции социологии управления, обосновывать применение различных концепций в организации и проведении прикладного исследования социально-экономических процессов, анализировать деятельность различных типов социальных процессов;
классифицировать социологические методы в зависимости от целей и задач исследования актуальных социальных проблем, диагностировать и анализировать возникающие проблемы, сравнивать и интерпретировать различные методические подходы к анализу проблем сообществ, обосновывать применение того или иного метода сбора эмпирической информации в зависимости от типа исследуемого СЭП.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения методов социологической диагностики для анализа социально-экономических процессов;
навыками разработки стратегии исследования закономерностей функционирования и развития социально-экономических процессов, навыками применения современной исследовательской методологии к изучению социальных процессов как объекта социологического исследования;
навыками планирования стратегии исследования особенностей развития и изменения социальных процессов, навыками разработки программы и методического инструментария исследования актуальных проблем сообществ, навыками применения социологической диагностики для анализа СЭП, навыками разработки рекомендаций по преодолению социально-экономических проблем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи курса "Управление социально-экономическими процессами в регионе"
1.1. Предмет и задачи курса "Управление социально-экономическими процессами в регионе" Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Диалектика собственности, власти и управления
2.1. Диалектика собственности, власти и управления Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Потребности, интересы, ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами
3.1. Потребности, интересы, ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1
3.2. Потребности и интересы в системе управления социально-экономическими процессами Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Ценности и цели в системе управления социально-экономическими процессами Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Объективные законы и принципы управления социально-экономическими процессами
4.1. Объективные законы и принципы управления социально-экономическими процессами Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Объективные законы управления социально-экономическими процессами Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
4.3. Принципы управления социально-экономическими процессами Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Формы управления социально-экономическими процессами
5.1. Государственная форма управления социально-экономическими процессами. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Государственная форма управления социально-экономическими процессами. Практические 1 4
5.3. Формы общественного самоуправления. Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами
6.1. Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
6.3. Эволюция научных школ управления социально-экономическими процессами Сам. работа 1 1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лукашин Ю.П Прогнозирование социально-экономических процессов : учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, , 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Восканов М. Э. Теоретические аспекты управления социально-экономическими системами в условиях меняющейся институциональной среды: Научные монографии Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э8 http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.