МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент в социальной сфере
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц. наук, доцент Ремнева Н.С.; ст. преподаватель Скорлупина Е.А.

Рецензент(ы):
к.соц. наук, доцент Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент в социальной сфере

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к .соц. н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к .соц. н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать овладению студентами теоретико-методологической базой и практическими навыками к организационно-управленческой работе в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8: способностью к организационно-управленческой работе в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику менеджмента социальной работы в отраслях социальной сферы и уровнях управления в социальной работе, основы организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.Проводить отбор традиционных и инновационных способов управления в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан. Прогнозировать вероятность социальных рисков в управлении социальной сферы.
Выявлять соответствующую нормативную правовую базу для формирования инновационных площадок в области социальной работы на муниципальном и региональном уровне.Прогнозировать необходимость создания пилотных проектов в отраслях социальной сферы с применением инновационных подходов к адаптации социальной работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками анализа эффективности технологий управления с использованием их на разных уровнях в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация управления в социальной сфере
1.1. Сущность и понятие менеджмента в социальной работе. Лекции 4 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.2. Становление социального менеджмента и его научные школы. Практические 4 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.3. Сущность и понятие менеджмента в социальной работе. Сам. работа 4 20 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.4. Методологические основы менеджмента в социальной работе. Лекции 4 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.5. Функции, организационные структуры и методы менеджмента в социальной работе Практические 4 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.6. Функции, организационные структуры и методы менеджмента в социальной работе Сам. работа 4 14 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.7. Система взаимоотношений разных уровней управления в социальной работе. Практические 4 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.8. Система взаимоотношений разных уровней управления в социальной работе. Сам. работа 4 14 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.9. Роль нормативно-правовой базы в управлении в социальной работе. Лекции 4 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.10. Место и роль государственной службы в системе управления в социальной работе. Практические 4 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.11. Место и роль государственной службы в системе управления в социальной работе. Сам. работа 4 16 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.12. Система управления персоналом. Российский опыт работы с кадрами в области социальной работы. Лекции 4 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.13. Культура управления в социальной работе. Практические 4 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.14. Культура управления в социальной работе. Сам. работа 4 16 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.15. Понятие и сущность моделей управления в социальной работе Практические 4 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.16. Особенности моделей управления в социальной сфере. Практические 4 1 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.17. Особенности моделей управления в социальной сфере. Сам. работа 4 12 ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
По курсу предусмотрено проведение контрольной работы.
Тематика контрольных работ

1.Понятие, сущность менеджмента социальной работы.
2.Постановка стратегического планирования и реформирования организации.
3.Организация и человек: эволюция менеджмента.
4.Стратегический менеджмент в организациях и органах власти.
5.Организационная культура в социальной работе.
6.Менеджмент социальной работы как вид профессиональной деятельности.
7.Функции менеджмента социальной работы.
8.Критерии успеха менеджмента социальной работы.
9.Системный подход в управлении социальной работы.
10.Прикладные аспекты планирования в области социальной работы.
11.Регулирование и контроль в системе менеджмента социальной работы.
12.Организационные отношения в системе менеджмента социальной работы.
13.Организационное проектирование в системе менеджмента социальной работы.
14.Специфика управления социальной работой в сельской местности.
15.Социальная программа: понятия, виды.
16.Проектирование в системе социальной работы, его цели, задачи и направления.
17.Роль социальных учреждений в организации социальной работы.
18.Инструментарий управления.
19.Специфика управления социальной работой на уровне города.
20.Нормативно-правовая основа управленческой сферы социальной работы.
21.Система управления в сфере социальной защиты.
22.Особенности ведомственного и межведомственного подходов в развитии моделей социальной работы.
23.Особенности профессионализма менеджера социальной работы.
24.Виды управления.
25.Разграничение полномочий между федеральными и региональными органами управления социальной работы в реализации социальной политики.
26.Методы менеджмента социальной работы.
27.Лидерство в группе и работа с персоналом управления.
28.Мотивация деятельности в менеджменте социальной работы.
29.Процессы дифференциации и интеграции в системе менеджмента социальной работы.
30.Научность, опыт и искусство управления: характер взаимодействия, соотношения и сочетания.
31.Формирование и развитие этики менеджмента в социальной работе.
32.Основные черты и особенности менеджмента в социальной работе.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Понуждаев Э.А. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебное пособие .Кн.1: учебник из университетской библиотеки «Online» Директ-Медиа, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271807
Л1.2 М.М. Максимцова, М.А. Комарова Менеджмент: учебник М. : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008
Л1.3 под ред. В.В. Лукашевич, И.В. Бородушко Основы менеджмента : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118632
Л1.4 Б.Т. Кузнецов Стратегический менеджмент : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117473
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б. Т. Кузнецов Инновационный менеджмент : учебное пособие : Учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.