МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей социологии
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Коростелева О.Т.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Антропология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Антропология» являются сформулировать целостное представление об антропологии как о комплексном учении о человеке; ознакомить студентов с основными положениями и проблемами современной антропологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы диалога как способа гармонизации человеческого бытия
3.2.Уметь:
3.2.1.предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации на основе понимания родовой общности людей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками моделирования оптимальных форм социального взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Антропология"
1.1. Антропология как комплексное учение о человеке. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Антропология как комплексное учение о человеке. Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Антропология как комплексное учение о человеке. Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Проблема социоантропогенеза в социальной антропологии. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Проблема социоантропогенеза в социальной антропологии. Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Проблема социоантропогенеза в социальной антропологии. Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия. Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия. Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде. Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.12. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде. Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.13. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.14. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов. Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.15. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов. Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.16. Человек играющий в смысловом пространстве бытия. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.17. Человек играющий в смысловом пространстве бытия. Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.18. Человек играющий в смысловом пространстве бытия. Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.19. Человек любящий: тема любви в антропологии. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.20. Человек любящий: тема любви в антропологии. Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.21. Человек любящий: тема любви в антропологии. Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.22. Природа и проявления человеческой агрессивности. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.23. Природа и проявления человеческой агрессивности. Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.24. Природа и проявления человеческой агрессивности. Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.25. Человек перед лицом смерти. Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.26. Человек перед лицом смерти. Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.27. Человек перед лицом смерти. Сам. работа 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень вопросов
Теоретические задания по дисциплине «Антропология»:
1. Антропология как комплексное учение о человеке: разделы антропологии.
2. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии.
3. Место и роль антропологии в системе социогуманитарного знания.
4. Эволюционная модель антропогенеза: основные факторы, механизмы, исторические вехи.
5. Теологическая и космологическая модели антропогенеза: их общие черты и специфика.
6. Человек как целостное существо и грани его экзистенции.
7. Основные «миры» смыслового пространства человеческого бытия и связь между ними.
8. Основные принципы диалога и формы их реализации в смысловом пространстве культуры.
9. Homo faber: проблема самореализации и отчуждения человека в труде.
10. Человек играющий в смысловом пространстве бытия: различные варианты трактовки игры.
11. Место и роль игры в жизни человека и человеческого общества.
12. Игровой элемент в контексте современной культуры.
13. Человек любящий. Сущность и виды любви.
14. Агрессия как модус бытия человека в мире, ее место и роль в жизни человека и общества.
15. Виды, формы проявления и пути преодоления человеческой агрессивности.
16. Проблема отношения человека к смерти: основные варианты ее постановки и решения.
17. Мифологические и религиозные представления человека о смерти и бессмертии.
18. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых» и «мир мертвых».
19. Структура мифа как проблема социальной антропологии.
Практические задания по дисциплине «Антропология»:
1. Поясните, почему антропологию нельзя рассматривать как отдельную научную дисциплину.
2. Попробуйте привести примеры абсолютно бессмысленного труда (Сизифова труда) в реальной жизни.
3. Проведите сравнительный анализ трудовой и игровой деятельности, укажите их общие черты и специфику.
4. Приведите примеры агрессивного поведения, в которых обнаруживаются признаки как доброкачественной, так и злокачественной агрессии.
5. Покажите на любом примере, как связаны между собой различные грани человеческой экзистенции.
6. Проанализируйте «сильные» и «слабые» стороны эволюционной модели антропогенеза; поясните причины критического отношения к ней многих современных людей.
7. Поясните, как, на Ваш взгляд, связаны любовь и свобода. Может ли искренне и глубоко любящий человек оставаться свободным?
8. Приведите примеры современных мифологем. Каким образом они позволяют (и позволяют ли) гармонизировать бытие человека в мире?
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гизуллина А. В. АНТРОПОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C3C82B92-8D3A-4A3F-ABC3-8628351E8160
Л1.2 Козлова М.А., Козлов А.И. АНТРОПОЛОГИЯ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/EFB028CA-0DDE-464E-A66C-2A24F7418501
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анучин, Д.Н. Задачи современной антропологии и ее отношения к другим наукам. : СПб. : Лань,, 2017 https://e.lanbook.com/book/95902
Л2.2 Борко Т. И. КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/0A86B364-C86B-472D-A47E-66CA5D1C2757
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 www.socioline.ru/node/842
Э3 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э4 www.soc.pu.ru
Э5 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э6 www.humanities.edu.ru/db/msg/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.