МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое обеспечение социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 93
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 10 10 18 18
Практические 18 18 24 24 42 42
Сам. работа 46 62 47 49 93 111
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 88 108 110 180 198

Программу составил(и):
ст. преподаватель Курганский С.Ю.

Рецензент(ы):
к.соц. наук, доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовое обеспечение социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование понимания сущности правового регулирования в сфере социальной работы; обеспечение овладением содержанием норм права в сфере социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;
овладение знаниями по реализации социальных прав клиента, правовыми мерами их охраны и защиты;
формирование умения анализировать источники и нормы права для оказания социально-правовой помощи клиенту в трудной жизненной ситуации;
освоение механизмов привлечения гражданина к юридической ответственности;
развитие способности юридически правильно квалифицировать обстоятельства, возникающие при осуществлении профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью к использованию законодательных и других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи и к правовому регулированию социальной защиты граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сферы реализации норм права в социальной работе, их юридическую силу; виды источников нормативно-правого регулирования вопросов социальной защиты населения; содержание правовых предписаний, регламентирующих отношения по социальному обслуживанию и социальной защите граждан; законы и подзаконные нормативно-правовые акты, используемые в социальной работе с клиентами, находящимися в трудной жизненной ситуации; категории клиентов специалиста по социальной работе, для которых в системе законодательства РФ установлены социальные льготы и гарантии; виды социально-правовых услуг, предоставляемые клиентам в системе социальной работы.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять предметом правого регулирования, какой отрасли права являются спорные общественные отношения; устанавливать подлежащую применению норму права; определять правовой статус клиента специалиста по социальной работе; дифференцировать меры социально-правовой поддержки клиента на федеральном и региональном уровнях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыком анализа норм права для оказания профессиональной социальной помощи клиенту в трудной жизненной ситуации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Международные документы и Российская Конституция о социальных правах и свободах человека и гражданина.
1.1. Права человека в международном праве и их защита Лекции 5 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Права человека в международном праве и их защита Практические 5 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Права человека в международном праве и их защита Сам. работа 5 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Конституционно-правовое регулирование защиты личных и социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации Лекции 5 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Конституционно-правовое регулирование защиты личных и социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации Практические 5 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Отрасли российского права в системе правового обеспечения социальной работы
2.1. Основы гражданского права Практические 5 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.2. Основы гражданского права Сам. работа 5 10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.3. Конституционно-правовое регулирование защиты личных и социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации Сам. работа 5 10 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Основы трудового законодательства Лекции 5 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.5. Основы трудового законодательства Практические 6 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.6. Основы трудового законодательства Сам. работа 6 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.7. Основы семейного законодательства и ювенального права Лекции 6 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.8. Основы семейного законодательства и ювенального права Практические 6 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.9. Основы семейного законодательства и ювенального права Сам. работа 6 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.10. Основы уголовного права Лекции 6 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.11. Основы уголовного права Практические 6 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.12. Основы уголовного права Сам. работа 6 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.13. Основы исправительного права Лекции 6 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.14. Основы исправительного права Практические 6 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.15. Основы исправительного права Сам. работа 6 3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Нормативно-правовые документы, регламентирующие государственные принципы и охрану прав населения на социальное обеспечение и обслуживание
3.1. Правовое обеспечение социальной работы в сфере социального обслуживания населения Практические 5 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Правовое обеспечение социальной работы в сфере социального обслуживания населения Сам. работа 5 20 Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Правовые основы социальной работы в сфере социального обеспечения населения Практические 5 8 Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.4. Правовые основы социальной работы в сфере социального обеспечения населения Сам. работа 5 20 Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Государственные и социальные гарантии
4.1. Государственные гарантии социальной защиты интересов населения Лекции 6 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Государственные гарантии социальной защиты интересов населения Практические 6 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Государственные гарантии социальной защиты интересов населения Сам. работа 6 8 Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Система социальных гарантий Лекции 6 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.5. Система социальных гарантий Практические 6 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.6. Система социальных гарантий Сам. работа 6 8 Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Защита интересов клиента в суде и государственных органах
5.1. Судебная защита клиента Практические 6 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
5.2. Судебная защита клиента Сам. работа 6 8 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
5.3. Внесудебная защита прав граждан Практические 6 4 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
5.4. Внесудебная защита прав граждан Сам. работа 6 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проводится в интерактивной и письменной формах при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера, а также в форме выступлений на практических занятиях.
Задание 1.
Подготовить презентацию на тему "Правовое обеспечение социальной работы с клиентов" (на выбор: ветеран Великой отечественной войны, ветеран труда, многодетная мать, опекуны/попечители, осужденные, ВИЧ-инфицированные, наркозависимые, семья/несовершеннолетний, находящаяся(-ийся) в социально опасном положении, приемные родители, безработный, пенсионер по возрасту, инвалид, ребенок-инвалид, несовершеннолетний, находящийся в конфликте с законом).
Задание 2.
Проанализировать и подготовить презентацию следующих нормативно-правовых актов:
1. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ
"Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
3. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ
"О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
4. Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ
"О государственной социальной помощи"
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
6. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ
"О ветеранах"
7. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ
"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
8. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
9. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1
"О занятости населения в Российской Федерации"
10. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ
"Об опеке и попечительстве"
11. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
12. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы курсовых работ по дисциплине
«Правовое обеспечение социальной работы»

1. Государственно-правовые основы социальной работы.
2. Правовые основы оказания государственной социальной помощи в Российской Федерации.
3. Административно-правовое регулирование в сфере социального обслуживания населения в Российской Федерации.
4. Социальные права и гарантии личности в современном российском обществе.
5. Правовые основы деятельности социального предпринимателя в Российской Федерации.
6. Правовые основы деятельности социально-ориентированных некоммерческих неправительственных организаций в Российской Федерации
7. Нормативно-правовые основы деятельности поставщиков социальных услуг
8. Права и обязанности получателей социальных услуг
9. .Социальные проблемы инвалидов, их права и гарантии в современном российском обществе.
10. Социальные проблемы беженцев, их права и гарантии в современном российском обществе.
11. Социальные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их права и гарантии в современном российском обществе.
12. Социальные проблемы мигрантов, их права и гарантии в современном российском обществе.
13. Социальные проблемы людей без определенного места жительства, их права и гарантии в современном российском обществе.
14. Правовые основы деятельности специалиста по социальной работе в Российской Федерации.
15. Социальные права граждан в Российской Федерации.
16. Права и обязанности родителей и детей.
17. Лишение родительских прав и ограничение в родительских правах: правовые механизмы реализации.
18. Локальные нормативно-правовые документы в организации социального обслуживания.
19. Правовые основы социальной работы с военнослужащими в Российской Федерации.
20. Трудовые права лиц с семейными обязанностями и их защита в Российской Федерации.
21. Трудовые права несовершеннолетних и их защита в Российской Федерации.
22. Правовые и социальные гарантии для молодых семей в Российской Федерации.
23. Правовые основы социальной работы с многодетными семьями на региональном уровне.
24. Международно-правовое регулирование в сфере защиты социальных прав.
25. Правовые и социальные гарантии для опекунов и попечителей в Российской Федерации.
26. Правовые и социальные гарантии для лиц, находящихся в местах лишения свободы.
27. Правовые основы социальной защиты инвалидов.
28. Нормативно-правовое обеспечение социального обслуживания и обеспечения пожилых людей
29. Правовые основы социальной защиты малообеспеченных семей.
30. Условия и порядок признания гражданина безработным, правовые основы их социальной защиты
31. Нормативно-правовое обеспечение деятельности благотворительных организаций в Российской Федерации.
32. Нормативно-правовое обеспечение деятельности реабилитационных центров для несовершеннолетних в Российской Федерации.
33. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психоневрологических интернатов в Российской Федерации.
34. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психоневрологических интернатов в Российской Федерации.
35. Нормативно-правовое обеспечение деятельности организаций полустационарного обслуживания в Российской Федерации.
36. Нормативно-правовое обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л1.2 А.П. Толмачев Право социального обеспечения. Конспект лекций : М.: А-Приор, 2009 biblioclub.ru
Л1.3 Правоведение Р.Т. Мухаев: М.: Юнити-Дана,, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.Х. Абашидзе, А.О. Гольтяев Универсальные механизмы защиты прав человека: М.: Юнити-Дана, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Т.М. Рассолова Гражданское право: М.: Юнити-Дана, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Президент России. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://президент.рф/документы]
Э2 Государственная дума. Официальный сайт [Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/]
Э3 Правительство РФ: Интернет-портал: документы [Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/]
Э4 Министерство труда и социальной защиты населения РФ. Официальный сайт: банк документов [Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs]
Э5 Алтайский край. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/official_docs/]
Э6 Главалтайсоцзащита. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.aksp.ru/docs/]
Э7 СПС «Консультант Плюс»: Интернет-версия системы «Консультант Плюс» [Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/]
Э8 СПС «Гарант»: Интернет-версия системы «Гарант» [Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/]
Э9 Курс в Moodle «Правовое обеспечение социальной работы» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.