МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые основы управление в социальной работе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильИнновационные технологии социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_04_02-ИТСЗН-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 77
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 0 10 0
Практические 30 4 30 4
Сам. работа 77 203 77 203
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 234 144 234

Программу составил(и):
ст. преподаватель Курганский С.Ю.

Рецензент(ы):
к.соц. наук, доцент Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовые основы управление в социальной работе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Польникова Татьяна Владиславовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Польникова Татьяна Владиславовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного представления об управлении в системе социальной работы.Указанная цель осуществляется через решение следующих задач:
• изучение теоретических основ управления в социальной работе;
• изучение практики управления в системе социальной работы;
• освоение управления в современной системе социальной работы;
• приобретение знаний нормативно-правовой базы основ управления в сфере социального управления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен объяснять и прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе анализа и оценки профессиональной информации, научных теорий и концепций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• общие характеристики социальной организации, подходы к определению её целей, задач и стратегии;
• технологию принятия управленческих решений;
• особенности работы с персоналом, осуществляющим социальную работу;
• способы формирования эффективной управленческой команды.
3.2.Уметь:
3.2.1.• разрабатывать стратегические и тактические планы социальной службы;
• проектировать организационную структуру управления социальной службой;
• разрабатывать основные регламенты деятельности;
• вести аналитическую работу по изучению особенностей и условий повышения эффективности управления социальными службами;
• вести организационно-управленческую работу в подразделениях социальных служб.
• обеспечить контроль за выполнением поставленных целей и задач социальной службы и ее структурных подразделений;
• готовить проекты управленческих решений и осуществлять соответствующие меры по их выполнению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• технологиями организационно-управленческой работы в подразделениях социальных учреждений и служб;
• навыки межведомственного взаимодействия с государственными и иными учреждениями
• навыками проведения социального мониторинга, управления инновациями, работы с социальными проектами и программами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы управления в социальной работе
1.1. Понятие управления. Задачи управления. Принципы управления. Система управления социальной работой. Уровни управления: федеральный, региональный, муниципальный Практические 1 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Субъекты и объекты управления социальной работой. Социальная служба как институциональная основа управления социальной работой. Виды социальных служб. Особенности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы. Сам. работа 1 63 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Нормативная правовая база управления социальной работой
2.1. Основные нормативные правовые акты, действующие в сфере управления социальной работой. Практические 1 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Законы РФ. Нормативные правовые акты Правительства РФ. Ведомственные нормативные правовые акты в области социальной работы Сам. работа 1 60 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Методы управления в социальной работе
3.1. Понятие «методы управления». Организационные методы управления: уставы организаций социальной сферы, положения, регламенты. Сам. работа 1 40 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Организация деятельности. Права и ответственность работников. Делегирование полномочий. Централизация и децентрализация управления. Сам. работа 1 40 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бялт В.С. ПРАВОВЕДЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: М.:Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
Л1.2 Шапиро С. А., Самраилова Е. К., Хусаинова Н. Л. Теоретические основы управления персоналом: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рыженков А.Я. - под ред. ПРАВОВЕДЕНИЕ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Тараненко О. Н. Основы управления персоналом: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Сурова, Н.Ю. Проектный менеджмент в социальной сфере и дизайн-мышление: учебное пособи Москва : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446441
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.