МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы литературного творчества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 85
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент Романова Екатерина Геннадьевна

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент О.А. Скубач

Рабочая программа дисциплины
Основы литературного творчества

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- сформировать у студентов представление о филологических основах литературно-творческой работы;
- научить создавать и редактировать тексты профессионального назначения;
- познакомить с практическими навыками литературного творчества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке
ПК-3 владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормы литературного языка; основные понятия филологии, имеет представление о центральных филологических понятиях и категориях, системе функциональных стилей; основные методы сбора и анализа языковых и литературных фактов; основные типы устной и письменной коммуникации; базовые понятия теории литературного творчества; систему родов и жанров литературы; важнейшие художественные направления и творческие методы.; принципы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов; основные библиографические источники и поисковые системы.


3.2.Уметь:
3.2.1.создавать письменный текст, редактировать его; соотносить полученную в ходе занятий информацию со сведениями, почерпнутыми из других областей знания; использовать профессиональный опыт в целях практической деятельности в сфере работы с текстами; использовать некоторые коммуникативные навыки в практике анализа вербальных и невербальных текстов культуры; применять отдельные принципы филологического анализа; соотносить полученные знания с практической работой с текстом (пересказ, изложение, конспектирование, реферирование); составлять библиографические списки по тематике проводимых исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с художественным и публицистическим текстами, умения работать с теоретической информацией (изложение содержания, комментарий, обсуждение); способностью к постоянному обучению и совершенствованию навыков создания профессионального текста; навыками коммуникативной оценки семиотических объектов культуры; навыками создания оригинального критического, публицистического или художественного текстов; приемами библиографического описания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная часть
1.1. Литературное творчество и литература Практические 2 4 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основная часть
2.1. Литературное произведение Практические 2 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
2.2. Слово и образ. Языковая природа литературного творчества. Практические 2 6 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Проблемы литературной критики Практические 2 6 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.4. Литература в современном обществе Практические 2 4 ОПК-5 Л1.1
2.5. Основы литературного редактирования Практические 2 6 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.6. Написание литературно-творческих работ Сам. работа 2 40 ОПК-5, ПК-3 Л1.1
2.7. Подготовка к зачету Сам. работа 2 45 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Напишите текст в заданном жанре на заданную тему.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Психология творчества. Для кого мы пишем, почему мы пишем.
2.Продукт труда писателя - литературное произведение. Условия его успеха.
3.Три рода художественной литературы: эпос, лирика, драма в аспекте художественного творчества.
4.Рассказ как наиболее сложный прозаический жанр. Повесть - промежуточный жанр. Роман, дилогия, трилогия, тетралогия, пенталогия, сериал.
5.Тематические жанры и их классификация. Бытописание, жанры исторический, детективный, приключенческий, детская литература, любовные романы, жанр иронический, сатирический, пародия, фантастика, мистика, хоррор, эротика.
6.Идея произведения;
7.Понятие о композиции литературного произведения;
8.Сюжет. Понятия эпизода (сцены) и сюжетной линии;
9.Архитектоника - конструирование произведения. Замысел и фабула;
10.Понятие о конфликте. Конфликт как движущая сила произведения;
11.Персонажи и их классификация. Разработка биографий и речи;
12.Что автор обязан знать о своих героях и что должен сообщить о них читателю;
13.Феномен бунта героя, его причины и последствия в сюжете произведения;
14.Темп (динамика) повествования. Особенности жанра экшн. Членение произведения на части, главы, эпизоды. Острые сцены;
15.Практическая работа с текстом. Понятия грязного и чистого текста, проход текста, мусор в тексте. Стратегии писательской работы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. И. Чернецкая Психология творчества: учеб. пособие Иркутск: Изд-во ИрГУ, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. А. Кривцун Психология искусства: учеб. пособие Высш. шк., 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 3. Электронная гуманитарная библиотека www.gumfak.ru
Э2 2. Русская литература www.fplib.ru/ruslit20
Э3 1. Журнальный зал http://magazines.russ.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения

MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Значительную роль в курсе выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся. На практических занятиях студенты выполняют практические задания, связанные с тем или иным видом творческой работы, создают тексты разных жанров.
В ходе самостоятельной работы по курсу студент должен составить несколько литературных текстов. Приступая к созданию текста студент должен повторить материал лекционных и практических занятий. Важно также создать комфортные для творческой деятельности условия, не создавать такие тексты впопыхах, в последнюю минуту.