МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профилактика социального сиротства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 47
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 6 8 6
Практические 26 20 26 20
Сам. работа 47 19 47 19
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 72 108 72

Программу составил(и):
к.соц. наук , зав. кафедрой СР Чудова С.Г.

Рецензент(ы):
к.соц. наук, доцент Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Профилактика социального сиротства

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г. к. соц. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г. к. соц. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование у студентов целостного представления о трансформациях в области профилактики социального сиротства в России и Алтайском крае; освоение навыков работы с семьями группы риска по профилактике социального сиротства, основанных на базовых ценностях социальной работы и семейноцентированном подходе


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Уровни профилактики социального сиротства и содержание технологий оценки, диагностики и планирования на каждом этапе. Основные походы и принципы разработки индивидуальных программ социальной работы с семьей; базисные компоненты технологий раннего выявления семейного неблагополучия и межведомственного ведения случая; ресурсы системы социальной защиты, в том числе социальной помощи и социального обслуживания.
3.2.Уметь:
3.2.1.-разрабатывать индивидуальную программу социального обслуживания и социального сопровождения семьи группы риска по социальному сиротству .
Дифференцировать и распределять функции социальных партнеров в процессе предоставления мер социальной защиты ребенка с учетом ресурсов ближайшего окружения;-оценивать ресурсы семьи и использовать их в совместной деятельности по преодолению трудной жизненной ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки социальной работы с семьей в рамках кооперативного подхода; навыками оценки: безопасности ребенка, риска жестокого обращения, потребностей и ресурсов семьи; способами активизации семьи по выстраиванию собственной траектории изменений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сиротство как социальная проблема современного российского общества
1.1. Базовый понятийный аппарат по проблеме сиротства. Генезис социального сиротства, распространенность, последствия. Эволюция системы защиты детства в РФ Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Уровни профилактики социального сиротства, целевые группы, содержание работы Практические 8 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Факторы риска социального сиротства Сам. работа 8 5 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.4. Базовые положения теории привязанности Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.5. Депривация: понятие, виды, последствия Сам. работа 8 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.6. Нормативно-правовые основы социальной работы в сфере профилактики социального сиротства Практические 8 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Превенция жестокого обращения с ребенком как основной уровень профилактики социального сиротства
2.1. Жесткое обращение как социальный феномен. Масштабы проблемы, генезис, последствия Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Уровни риска жестокого обращения, признаки внешние, поведенческие Сам. работа 8 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Технологии раннего выявления семейного неблагополучия и межведомственного ведения случая как инновационные практики социальной работы семьей по профилактике Практические 8 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Оценка риска жестокого обращения , разработка плана безопасности ребенка Сам. работа 8 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.5. Установление контакта с семьей. Работа с сопротивлением. Вовлечение семьи в работу.. Практические 8 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.6. Диагностика семьи, методы сбора информации. Анализ сильных и слабых стороны, ресурсов и дефицитов . Постановка гипотез Сам. работа 8 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.7. Планирование работы с семьей, разработка индивидуальной программы на основе кооперативного подхода. Анализ внешних реабилитационных ресурсов и их привлечение. Мониторинг оценки реализации программ Практические 8 6 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как объекты социальной работы
3.1. Виды жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Сам. работа 8 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.2. Замещающая семья от привлечения к формированию новой семейной системы. Сам. работа 8 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.3. Подготовка и сопровождение замещающей семьи. Практические 8 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.4. Оценка эффективности социальной работы по профилактике социального сиротства Практические 8 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мандель Б.Р. Психология семьи: учеб. пособие: учебное пособие Флинта, 2013 e.lanbook.com
Л1.2 С. В. Воронина Семейное право: учеб. пособие : учебное пособие АлтГУ.- Барнаул, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Р.И. Ерусланова Насилие в семье: учебное пособие М: Дашко ви Ко. // ЭБС. Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/116085/, 2011
Л2.2 М. А. Костенко, Н. Б. Костенко Жестокое обращение в отношении несовершеннолетних: проблемы предотвращения и организации психосоциальной помощи пострадавшим: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Все о детях и семье». www.7ef.ru/pub
Э2 Сайт Национального фонда защиты детей от жестокого обращени www.sirotstvo.ru
Э3 Сайт Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации www.fond-detyam.ru
Э4 Сайт «Растем и развиваемся месте» www.rastem-wmeste.ru
Э5 Сайт «Семья растет» www.semya-rastet.ru
Э6 Сайт детского фонда Виктория www.semya-rastet.ru
Э7 Сайт Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ). www.unicef.ru.
Э8 Справочно-поисковая система «Консультант плюс», 2010 (или «Гарант»). www.garant.ru
Э9 Курс в Moodle «Профилактика социального сиротства» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену необходимо ознакомиться с перечнем примерных вопросов.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом/зачетом.
 Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.