МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая профилактика и реабилитация зависимого поведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 8
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 64 64 64 64
Сам. работа 8 8 8 8
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Неверова Галина Юрьевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Психологическая профилактика и реабилитация зависимого поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2016-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование представлений о подходах к изучению алкогольной и наркоманических аддикций;
- формирование компетентности в способах диагностики и методах психологического вмешательства при алкогольной и наркоманических аддикциях;
- формирование профессиональной компетентности психолога в вопросах коррекции алкоголь- и нарко- зависимого поведения;
- понимание профессиональых возможностей вмешательства при аддикциях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-3.11 способностью и готовностью к применению современных методов оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей
ПСК-3.12 способностью и готовностью к взаимодействию с работниками в области охраны психического здоровья, с работниками экспертных организаций и учреждений социальной защиты населения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- иметь представление о психологических механихмах формирования зависимости от психоактивных
- знать основные диагностические критерии формирования зависимости от психоактивных веществ
- иметь представление о здоровом образе жизни
- знать психологические методы формирования здорового образа жизни
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь применять критерии оценки формирования зависимости от психоактивных веществ
- уметь составлять психологическое заключение в контексте формирования зависимости
- уметь использовать знания о формировании здорового образа жизни в профессиональной деятельности
- уметь применять методы психологичесчкого вмешательства при формировании зависимости от психоактивных веществ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть способами оценки формирования психологической зависимости от психоактивных веществ
- владеть средствами оценки эффективности психологического вмешательства при формировании зависимости от психоактивных веществ
- владеть способами психологической оценки состояния личности при зависимости от психоактивных веществ
- владеть методами психологического вмешательства при формировании зависимости от психоактивных веществ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Алкогольная и наркоманические аддикции как социальная и психологическая проблема
1.1. Социальные и психологические аспекты алкогольной аддикции. Лабораторные 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Международный опыт работы с аддикциями. Лабораторные 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Цели и задачи психологического вмешательства при алкольной и наркоманических аддикциях. Лабораторные 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Стадии алкогольной и наркотической зависимости. Лабораторные 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Рассмотреть клинико-психологические характеристики, качества личности, способствующие формированию зависимости в подростковом возрасте. Сам. работа 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Психологическая концепция алкогольной аддикции Б.С.Братуся. Алкоголь как стимулятор иллюзорно-компенсаторной деятельности. Лабораторные 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Составить характеристику опиодных наркоманий. Стадии, развитие, признаки. Употребление и эффекты. Дозы. Первичная диагностика. Сам. работа 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Понимание психологических особенностей кокаиновой нарко зависимости. Употребление и эффекты. Дозы. Первичная диагностика. Сам. работа 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Психологические составляющие алкогольной и наркоманических аддикций
2.1. Понятие алкоголизма. Распространенность. Мировая и российская статистика. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Генетика и средовые факторы в формировании аддикций. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Алкогольные поражения пищеварительной системы: изменения и поражения печени, поджелудочной железы. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Алкогольные поражения сердечно-сосудистой системы, системы иммунной защиты. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Алкогольное поражение нервной системы. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Патогенетические механизмы развития алкогольной зависимости. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Метаболизм алкоголя в организме. Системы и ферменты метаболизма алкоголя. Лабораторные 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Рассмотрение понятий: толерантность, абстинентный синдром. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Рассмотрение психологических особенностей зависимости от производных конопли (марихуана, гашиш). Лабораторные 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Изучение принципов общественных программ реабилитации и профилактики алкогольной и наркоманических аддикций (например, группы анонимных алкоголиков АА). Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Ознакомление с основными психическими расстройствами, возникающими в результате злоупотребления психически активными веществами: алкогольные психозы, делирий. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Подходы к психологической профилактике аддикций
3.1. Подходы к психологической профилактике аддикций Лабораторные 9 2 ПСК-3.11 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Изучение вариантов постановки диагноза алкогольной и наркоманических зависимостей в МКБ-10 и DSM-IV Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Цели и задачи профилактики зависимости от психоактивных веществ. Сам. работа 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Проанализировать возможности фармакологического подхода в лечении аддикций Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Изучение особенностей когнитивно-поведенческого подхода в профилактике и реабилитации аддикций. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Рассмотреть базовые концепции профилактики зависимого поведения. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Изучить основные когнитивные компоненты профилактики аддикций: самоэффективность, целеполагание. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Составить список основных принципов формирования мотивации на позитивные изменения в контексте аддикций. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Изучите основные стадии позитивного изменения поведения при аддикциях (Д.Прохазка, К.Ди Клементе). Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Сформулируйте смысл теории жизненных навыков в контексте профилактики аддикций (А.Бандура, Р.Джессор, Д.Ботвин). Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Определение понятий «аддикция», «зависимость», «зависимое поведение», «средства аддикций». Основные подходы, объясняющие эти феномены.
2. Разновидности аддикций: фармакологические и субстанциональные, химические и не-химические зависимости.
3. Виды и формы данных разновидностей зависимого поведения.
4. Психофизиологическая суть аддиктивного поведения.
5. Социальные причины аддикции: роль семейной ситуации, статусные проблемы, влия-ние референтных групп, средств массовой информации и т.д.
6. Понятие, история возникновения и развития термина, «созависимость».
7. Причины и механизм формирования созависимости.
8. Основные характеристики созависимости (трудность в принятии решений, нечеткая граница Я, зависимость от оценки окружающих, отношения прилипания, эгоцентризм и т.д.).
9. Формы и виды созависимости.
10. Способы профилактики и коррекции созависимости
11. Понятие «созависимый человек», социально-психологические признаки.
12. Основные направления и формы профилактики зависимого поведения.
13. Первичная, вторичная и третичная профилактика зависимого поведения.
14. Общая и специальная профилактика.
15. Пути и способы выхода из зависимости.
16. Факторы, мешающие излечению.
17. Основные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; социальное обучение; организация альтернативной деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных по-следствий зависимого поведения.
18. Социально-психологическая коррекция зависимого поведения.
19. Основные направления коррекционной работы.
20. Стратегии коррекционного вмешательства при различных формах аддиктивного поведения.
21. Коррекционная программа: функции, задачи, методика составления. Оценка результативности.
22. Индивидуальная и групповая коррекционные программы.
23. Способы и методы профилактики и коррекции аддикций.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Аддиктология как отрасль научного знания.
2. Зависимое поведение: психологическая и физическая зависимость от психоактивных веществ.
3. Определение «аддиктивное поведение», виды и уровни.
4. Основные виды зависимого поведения, определения, характеристика.
5. Характеристика объективных факторов зависимого поведения несовершеннолетних.
6. Субъективные факторы поведенческих зависимостей.
7. Механизм формирования зависимого поведения, содержание этапов.
8. Созависимое поведение: определение, причины, виды, способы профилактики.
9. Основные подходы к осуществлению коррекционной деятельности в области зависимого поведения.
10. Наркотическая аддикция.
11. Стадии алкогольной аддикции: психологические и психовегетативные симптомы
12. Метаболизм этанола в организме.
13. "Азиатский ген": особенности формирования зависимости.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мандель Б. Р. Аддиктология (ФГОС ВПО): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Л.М. Барденштейн, А.В. Молодецких, Ю.Б. Можгинский, Н.И. Беглянкин, Г.А. Алёшкина Алкоголизм, наркомании и другие психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2015 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бузина Т. С. Психологическая профилактика наркотической зависимости: Научные монографии Когито-Центр, 2021 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выполнении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по курсу профилактика наркоманий и алкоголизма, составлять развернутый конспект рассматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей качественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.
Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоятельной работы студента направлены на углубленное изучение и закрепление знаний студента в области нейропсихологии, на формирование навыков анализа проблематики идентичности.

Методические указания студентам для подготовки к практическим занятиям
В рамках дисциплины «Профилактика наркоманий и алкоголизма» на практические занятия выносятся следующие темы:
 Понимание психологических особенностей кокаиновой нарко зависимости. Употребление и эффекты. Дозы. Первичная диагностика;
 Анализ концепции алкогольной аддикции (Б.С.Братуся) - Алкоголь как стимулятор иллюзорно-компенсаторной деятельности;
 Изучение вариантов постановки диагноза алкогольной и наркоманических зависимостей в МКБ-10 и DSM-IV;
 Сформулируйте смысл теории жизненных навыков в контексте профилактики аддикций (А.Бандура, Р.Джессор, Д.Ботвин);
 Рассмотреть основные положения концепции социальной поддержки (Ваукс А., 1990, Вилле Т., 1990, Сирота Н.А., 1994, Ялтонский В.М., 1995);
 Изучить концепцию стратегий решения проблем (Дзуриллы Т. и Гольфрида М.);
 Рассмотреть основные принципы профилактической работы с алкогольной зависимостью в обществе Анонимных Алкоголиков (АА);
На практических занятиях по профилактике наркоманий и алкоголизма рассматриваются вопросы формирования зависимости а также психологических методов вмешательства и помощи зависимым. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков, анализу подходов к работе с зависимостями. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений.
На практических занятиях, посвященных подходам психологического вмешательства при аддикциях, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их методологических решений.
На практических занятиях, посвященных рассмотрению психоактивных веществ, студентам предлагается оценивать и запоминать дозы употребления: летальные, максимальные; симптоматику употребления, опьянения и абстиненции.
К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы.
По итогам заслушанных выступлений студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественный и полный ответ, с примерами, выделением четких особенностей концепций выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»).
При достаточно содержательном ответе, но без примеров, либо с присутствием путаницы при дифференцировании основных понятий и принципов выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»).
А при плохом знакомстве с материалом предложенных тестов, при некачественно подготовленном выступлении, не выделении четких принципов той или иной концепции идентичности, а также неумении сформулировать вывод по содержанию своего выступления - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»).