МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Семейноцентрированная социальная работа
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент

Рецензент(ы):
Чуканова Т.В., к. соц. н., доцент

Рабочая программа дисциплины
Семейноцентрированная социальная работа

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2012-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г. к. соц. н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Чудова С.Г. к. соц. н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания курса «Семьеведение» является формирование у студентов системы теоретических знаний об особенностях развития и функционирования семьи как социальной группы и социального института в обществе, а также практических навыков социальной работы с семьями различных категорий социальной защищенности.
Для достижения цели необходимо решение в процессе преподавания курса следующих задач:
рассмотреть историю развития семьеведения, предмет и функции дисциплины, ее значение для общества в целом;
раскрыть понятие семьи и ее основные типы и функции;
рассмотреть социально-экономические, духовно-культурные, и прочие основания современной семьи;
раскрыть основные направления и технологии социальной работы с семьей;
изучить нормативно-правовую базу функционирования семьи, социальной защиты семьи, материнства и детства;
провести сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом;
привлечь внимание студентов к ценности семьи как важнейшему социальному институту;
стимулировать развитие творческого потенциала и активности будущих специалистов при подготовке к работе с семьей.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить жизнедеятельность граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению
ПК-6: способностью к осуществлению профилактики обстоятельств, обусловливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- типы, виды, функции семьи, .историю становления и развития семьи как социального института; детерминирующие факторы социокультуры, влияющие на изменение семьи и брака в разные исторические периоды;
-основные положения действующего законодательства, регулирующего вопросы семейной политики и социальной работы с семьей;
-учитывать социально-экономические, политические факторы при оказании помощи разным категориям семей;
-соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
- применять в практике социальной работы с семьей полученные знания.

Место, роль, значении семьи; ее взаимосвязи с различными, социальными подсистемами общества
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять исторический опыт при работе с современной семьей;
-учитывать социально-экономические, политические факторы при оказании помощи разным категориям семей;
-соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
- применять в практике социальной работы с семьей полученные знания.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями семейноориентированной социальной работы, общения в обществе, основанными на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие семьи, ее функции и типы. Семья и брак. Семья и быт
1.1. Понятие семьи. Семья как малая социальная группа. Лекции 4 2 ПК-1 Л1.2
1.2. Семья как социальный институт. Функции семьи. Типы семьи. Лекции 4 2 Л1.2
1.3. Основные функции семьи и особенности их реализации.Происхождение брака и семьи. Семья и брак в представлении мыслителей и ученых.Духовные традиции русской семьи.Альтернативные браки как реальность современной жизни. Сам. работа 4 8 ПК-1 Л1.2
Раздел 2. Социально-экономическое положение семьи в современной России
2.4. Семейная структура. Сущность социально-экономических проблем современной семьи. Практические 4 2 ПК-1, ПК-6 Л1.2
2.5. Семейная структура населения Российской Федерации. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи. Сущность социально-экономических проблем современной семьи и возможные пути их решения. Влияние социально-экономической ситуации на реализацию репродуктивной функции семьи. Сам. работа 4 8 ПК-6 Л1.2
2.6. Подготовка рефератов, слайдовых презентаций Сам. работа 4 7 ПК-6 Л1.2
Раздел 3. Молодая семья как объект социальной политики
3.7. Понятие молодой семьи, критерии молодой семьи.Возрастные этапы молодой семьи: младший супружеский возраст, младший родительский возраст, средний супружеский возраст. Социальный портрет современной молодой семьи. Практические 4 2 ПК-1, ПК-6 Л1.4
3.8. Виды молодой семьи. Проблемы молодой семьи. Понятие брачной адаптации и ее виды. Социальная помощь молодой семье Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-6 Л1.4
Раздел 4. Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе (неполные и многодетные семьи; семья, имеющая детей с ограниченными возможностями; социопатогенная и асоциальная семья)
4.9. Понятие многодетной семьи и ее особенности. Основные проблемы современной многодетной семьи: материальное положение, жилищные условия, неполноценное питание, проблемы, связанные с воспитанием и обучением детей. Типы многодетной семьи. Технологии социальной работы с многодетными семьями. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1
4.10. Понятие неполной семьи и ее особенности. Источники формирования неполных семей. Проблемы неполных семей. Проблемы воспитания и социализации детей в неполных семьях. Особенности социальной работы с неполными семьями. Законодательная база по защите прав и социальной помощи неполным семьям. Понятие многодетной семьи и ее особенности. Основные проблемы современной многодетной семьи. Типы многодетной семьи. Технологии социальной работы с многодетными семьями. Законодательная база по защите прав и социальной помощи многодетным семьям. Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-6 Л1.3, Л2.1
4.11. Подготовка социальных проектов, составление аналитических записок, подготовка слайдовых презентаций Сам. работа 4 6
Раздел 5. Государственная семейная политика: сущность, принципы, приоритеты и механизмы реализации
5.12. Государственная семейная политика РФ: состояние и перспективы. Формирование и развитие государственной семейной политики в период социально-политической и экономической трансформации России. Влияние религиозных воззрений на семейные отношения и государственную семейную политику в современной России. Сам. работа 4 14 ПК-1, ПК-6 Л1.1
Раздел 6. Технологии социальной работы с различными типами семей. Направления социальной защиты семьи, материнства и детства
6.13. Социальная работа и ее роль в жизнедеятельности общества. Социальная работа с семьей в системе социальной защиты населения. Социальная работа с семьей как профессиональная деятельность. Социальная работа с семьями социального риска.Основные задачи и функции специалиста по социальной работе с семьей. Принципы деятельности специалиста по социальной работе с семьей. Практические 4 2 ПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.1
6.14. Методические основы новых технологий формирования системы социальной поддержки семьи в регионе. Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье. Принципы социальной защиты семьи. Модели помощи современной семье. Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения. Функции муниципальных образований, общественных организаций, социальных служб (центры по планированию семьи, кризисные центры, реабилитационные центры и т.д.) и их роль в жизнедеятельности общества. Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.1
Раздел 7. Нормативно-правовая база функционирования семьи. Совершенствование законодательства в области государственной семейной политики
7.15. Нормативно-правовая база функционирования семьи. Совершенствование законодательства в области государственной семейной политики.Совершенствование законодательства в области государственной семейной политики. Обзор действующего Семейного кодекса РФ по вопросам осуществления родительских прав. Опека (попечительство) над несовершеннолетними. Практические 4 2 ПК-1, ПК-6
7.16. Подгготоовка рефератов, обзоров действующего законодательстав, контент анализ региональной нормативно-правовой базы Сам. работа 4 10
Раздел 8. Зарубежный опыт социальной работы с семьями
8.17. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом. Задачи, на которые ориентированы системы социальной поддержки семей в зарубежных странах. Направления социальной помощи за рубежом: материальная поддержка, предоставление отпусков, меры по улучшению психологического климата в семье Практические 4 2 ПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Семьеведение как наука (понятие, объект, предмет, категории, методы, методологическая база, функции семьеведения). Связь семьеведения с другими науками.
2. Место семьеведения в содержании профессиональной подготовки социального работника.
3. Основные теории возникновения семьи. История возникновения семьи.
4. Происхождение и сущность семьи. Исторические типы семьи. Христианская и дохристианская модели семьи.
5. Семейные отношения в древности.
6. Исторические направления изучения семьи на примерах теорий Моргана Л., Конта О., Дюркгейма Э.
7 Основные функции семьи и особенности их реализации.
8. Происхождение брака и семьи.
9. Семья и брак в представлении мыслителей и ученых.
10. Духовные традиции русской семьи.
11. Альтернативные браки как реальность современной жизни.
12. Развод – неизбежность или закономерность современного брака?
13. Мотивы и причины разводов в современной России.
14. Традиции и обычаи разных народов заключения брака.
15. Влияние социально-экономической ситуации на реализацию репродуктивной функции семьи.
16. Социальный портрет молодой семьи, ее структура и функции
17. Брак и семья в структуре ценностных ориентаций молодежи.
18. Проблемы адаптации молодоженов к условиям семейной жизни.
19. Молодая семья как объект социальной политики.
20. Социальная помощь молодой семье.
21. Ребенок без отца: причины и последствия.
22. Социально-экономические проблемы неполной семьи.
23. Особенности социальной работы с семьями, где отсутствует один из родителей.
24. Специфика процесса социализации детей, живущих в неполной семье.
25. Отец-одиночка: что мы знаем о его жизни?
26. Современная демографическая ситуация в России и многодетность.
27. Проблемы многодетной семьи в современной России.
28. Типы многодетных семей и их особенности.
29. Технология работы с многодетной семьей в России.
30. Задачи социального работника в помощи многодетной семье.
31. Работа с многодетной семьей в сельской местности.
32. Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями.
33. Социопатогенная семья: проблемы и социальная работа с ней.
34. Проблемы психотерапии супружеских семейных отношений в социопатогенных семьях.
35. Асоциальная семья как объект социальной работы.
36. Проблемы семей, имеющих детей раннего возраста.
37 Государственная семейная политика РФ: состояние и перспективы.
38. Формирование и развитие государственной семейной политики в период социально-политической и экономической трансформации России.
39 Влияние религиозных воззрений на семейные отношения и государственную семейную политику в современной России.
41. История социальной работы с семьей и детьми.
42. Молодая семья как объект социальной политики.
43. Работа с многодетной семьей в сельской местности.
44. Социальная политика государства в отношении семей с детьми инвалидами.
45. Технология социальной работы с семьями социального риска.
46. Методы социальной работы с семьей.
47. Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе с семьей.
48. Особенности социальной работы с семьями, где отсутствует один из
родителей.
49. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности.
50 Социологическое исследование семьи как способ реализации системного подхода.
51. Применение циклического подхода при изучении семейных бюджетов.
52. Методы генеалогического изучения семьи.
53. Методы изучения семейных биографий.
54. Методика изучения совместимости потребностей супругов.
55. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье.
56. Брак и семья как объект социологического исследования.
57. Совершенствование законодательства в области государственной семейной политики.
58. Российское законодательство о защите прав детей с ограниченными
возможностями.
59. Заключение брачного договора: полюсы и минусы.
60. Опека и попечительство: проблемы и противоречия.
61. Проблемы семьи и пути их решения в странах Европы и Северной Америки.
62. Особенности восточноевропейских систем социальной защиты семьи.
63. Устройство систем социальной поддержки семьи в государствах Западной Европы и Северной Америки.
64. Роль семьи в условиях демографического кризиса за рубежом.
65. Деятельность добровольных благотворительных организаций в сфере оказания помощи семье за рубежом.
66. Проблемы семьи и пути их решения в странах «третьего мира».
67. Особенности систем социальной защиты семьи в развитых странах Азии.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Семья как социальный институт.
2. Семья как малая социальная группа.
3. Семья и общество: тенденции взаимодействия.
4. Эволюция развития форм семьи.
5. Жизненные циклы семьи: содержание: особенности, проблемы, пути решения.
6. Признаки трансформации (кризиса) семьи в современном российском обществе.
7. Родительские директивы как источник семейных проблем.
8. Семейное поведение.
9. Семейная политика государства: сущность и содержание.
10. Формы и технологии социальной поддержки многодетных семей.
11. Формы и технологии социальной поддержки неполных семей.
12. Формы и технологии социальной поддержки малообеспеченных семей.
13. Культура современной российской семьи.
14. Социальные риски современной молодой семьи.
15. Многодетная семья как объект социальной работы.
16. Неполная семья как объект социальной работы.
17. Жесткое обращение с детьми как актуальная социальная проблема.
18. Малообеспеченная семья как объект социальной работы.
19. Семья, имеющая несовершеннолетних правонарушителей как объект социальной работы.
20. Семья как объект междисциплинарных исследований.
21. Внебрачная рождаемость как социальное явление.
22. Семья как субъект социальной работы.
23. Этнически смешанные и межнациональные браки.
24. Семья в современной России.
25. Семья как клиент социальной службы.
5.3. Фонд оценочных средств

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. В. Воронина Семейное право: учеб. пособие : учебное пособие АлтГУ.- Барнаул, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3526
Л1.2 Абрамов Я.В. Брак и семья : Учебное пособие Лань, 2014 https://e.lanbook.com/book/49330
Л1.3 Холостова Е.И., Черняк Е.М., Стрельникова Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа: Учебное пособие М.: Изд-во РГСУ, 2009 https://e.lanbook.com
Л1.4 Сергеенко А.М., Решетникова С.А. Социальная поддержка молодых семей в Алтайком крае: монография АлтГУ.- Барнаул, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/134
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Антонович И.В., Дронова Е.Н. и др. Инновационные практики социальной работы с семьей: коллективная монография АлтГУ. - Барнаул, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3042
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Холостова Е.И., Кононова Л.И. Технология социальной работы: Издательство "Дашков и К", 2017 https://e.lanbook.com/book/93537#book_name
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Все о детях и семье» www.7ef.ru/pub
Э2 Сайт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения www.sirotstvo.ru
Э3 Сайт Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации www.fond-detyam.ru
Э4 Сайт «Растем и развиваемся месте» : www.fond-detyam.ru
Э5 Курс в Moodle «Семейноцентрированная социальная работа» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3219
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины