МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная работа с семьями группы риска

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 179
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 179 179 179 179
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.соц.наук, зав. кафедрой Чудова С.Г.

Рецензент(ы):
к.соц. наук, доцент Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная работа с семьями группы риска

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2012-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г. к. соц. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г. к. соц. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов системы теоретических знаний об особенностях развития и функционирования семьи как социальной группы и социального института в обществе, а также практических навыков социальной работы с семьями различных категорий социальной защищенности.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить жизнедеятельность граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.детерминирующие факторы влияющие на положение семьи в социуме Основные подходы в организации семейноцентрированной социальной работы.
3.2.Уметь:
3.2.1.соотносить теории социальной работы с существующими концепциями семейной политики государства;
выделять ключевые потребности различных категорий семей и их ресурсы; учитывать социально-экономические, политические факторы при оказании помощи разным категориям семей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками обобщения, сравнительного анализа общего и специфического при организации социальной работы в различными типами семей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие семьи, ее функции и типы. Семья и брак. Семья и быт
1.1. Понятие семьи. Семья как малая социальная группа. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1
1.2. Семья как социальный институт. Функции семьи. Типы семьи. Лекции 5 2 Л2.1
1.3. Основные функции семьи и особенности их реализации.Происхождение брака и семьи. Семья и брак в представлении мыслителей и ученых.Духовные традиции русской семьи.Альтернативные браки как реальность современной жизни. Практические 5 2 ПК-1 Л2.1
1.4. Подготовка рефератов, слайдовых презентаций Сам. работа 5 2 ПК-1 Л2.1
Раздел 2. Социально-экономическое положение семьи в современной России
2.1. Семейная структура. Сущность социально-экономических проблем современной семьи. Практические 5 2 ПК-1 Л2.1
2.2. Семейная структура населения Российской Федерации. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи. Сущность социально-экономических проблем современной семьи и возможные пути их решения. Влияние социально-экономической ситуации на реализацию репродуктивной функции семьи. Сам. работа 5 20 Л2.1
Раздел 3. Молодая семья как объект социальной политики
3.1. Понятие молодой семьи, критерии молодой семьи.Возрастные этапы молодой семьи: младший супружеский возраст, младший родительский возраст, средний супружеский возраст. Социальный портрет современной молодой семьи. Практические 5 2 ПК-1 Л2.3
3.2. Виды молодой семьи. Проблемы молодой семьи. Понятие брачной адаптации и ее виды. Социальная помощь молодой семье Сам. работа 5 20 ПК-1 Л2.3
Раздел 4. Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе (неполные и многодетные семьи; семья, имеющая детей с ограниченными возможностями; социопатогенная и асоциальная семья)
4.1. Понятие многодетной семьи и ее особенности. Основные проблемы современной многодетной семьи: материальное положение, жилищные условия, неполноценное питание, проблемы, связанные с воспитанием и обучением детей. Типы многодетной семьи. Технологии социальной работы с многодетными семьями. Лекции 5 2 ПК-1
4.2. Понятие неполной семьи и ее особенности. Источники формирования неполных семей. Проблемы неполных семей. Проблемы воспитания и социализации детей в неполных семьях. Особенности социальной работы с неполными семьями. Законодательная база по защите прав и социальной помощи неполным семьям. Понятие многодетной семьи и ее особенности. Основные проблемы современной многодетной семьи. Типы многодетной семьи. Технологии социальной работы с многодетными семьями. Законодательная база по защите прав и социальной помощи многодетным семьям. Практические 5 2 ПК-1
4.3. Подготовка социальных проектов, составление аналитических записок, подготовка слайдовых презентаций Сам. работа 5 30
Раздел 5. Государственная семейная политика: сущность, принципы, приоритеты и механизмы реализации
5.1. Государственная семейная политика РФ: состояние и перспективы. Формирование и развитие государственной семейной политики в период социально-политической и экономической трансформации России. Влияние религиозных воззрений на семейные отношения и государственную семейную политику в современной России. Практические 5 4 ПК-1 Л1.1
5.2. Подготовка рефератов, обзора законодательства, слайдовых презентаций Сам. работа 5 26 ПК-1 Л1.1
Раздел 6. Технологии социальной работы с различными типами семей. Направления социальной защиты семьи, материнства и детства
6.1. Социальная работа и ее роль в жизнедеятельности общества. Социальная работа с семьей в системе социальной защиты населения. Социальная работа с семьей как профессиональная деятельность. Социальная работа с семьями социального риска.Основные задачи и функции специалиста по социальной работе с семьей. Принципы деятельности специалиста по социальной работе с семьей. Практические 5 2 ПК-1
6.2. Методические основы новых технологий формирования системы социальной поддержки семьи в регионе. Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье. Принципы социальной защиты семьи. Модели помощи современной семье. Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения. Функции муниципальных образований, общественных организаций, социальных служб (центры по планированию семьи, кризисные центры, реабилитационные центры и т.д.) и их роль в жизнедеятельности общества. Практические 5 4 ПК-1
6.3. Подготовка рефератов, докладов, слайдовых презентаций Сам. работа 5 30 ПК-1
Раздел 7. Нормативно-правовая база функционирования семьи. Совершенствование законодательства в области государственной семейной политики
7.1. Нормативно-правовая база функционирования семьи. Совершенствование законодательства в области государственной семейной политики.Совершенствование законодательства в области государственной семейной политики. Обзор действующего Семейного кодекса РФ по вопросам осуществления родительских прав. Опека (попечительство) над несовершеннолетними. Практические 5 2 ПК-1 Л1.1
7.2. Подгготоовка рефератов, обзоров действующего законодательстав, контент анализ региональной нормативно-правовой базы Сам. работа 5 30 Л1.1
Раздел 8. Зарубежный опыт социальной работы с семьями
8.1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом. Задачи, на которые ориентированы системы социальной поддержки семей в зарубежных странах. Направления социальной помощи за рубежом: материальная поддержка, предоставление отпусков, меры по улучшению психологического климата в семье Практические 5 2 ПК-1 Л2.2
8.2. Подготовка рефератов, слайдовых презентаций Сам. работа 5 10 ПК-1 Л2.2
8.3. Работа с кейсами Сам. работа 5 11 Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Семьеведение как наука (понятие, объект, предмет, категории, методы, методологическая база, функции семьеведения). Связь семьеведения с другими науками.
2. Место семьеведения в содержании профессиональной подготовки социального работника.
3. Основные теории возникновения семьи. История возникновения семьи.
4. Происхождение и сущность семьи. Исторические типы семьи. Христианская и дохристианская модели семьи.
5. Семейные отношения в древности.
6. Исторические направления изучения семьи на примерах теорий Моргана Л., Конта О., Дюркгейма Э.
7 Основные функции семьи и особенности их реализации.
8. Происхождение брака и семьи.
9. Семья и брак в представлении мыслителей и ученых.
10. Духовные традиции русской семьи.
11. Альтернативные браки как реальность современной жизни.
12. Развод – неизбежность или закономерность современного брака?
13. Мотивы и причины разводов в современной России.
14. Традиции и обычаи разных народов заключения брака.
15. Влияние социально-экономической ситуации на реализацию репродуктивной функции семьи.
16. Социальный портрет молодой семьи, ее структура и функции
17. Брак и семья в структуре ценностных ориентаций молодежи.
18. Проблемы адаптации молодоженов к условиям семейной жизни.
19. Молодая семья как объект социальной политики.
20. Социальная помощь молодой семье.
21. Ребенок без отца: причины и последствия.
22. Социально-экономические проблемы неполной семьи.
23. Особенности социальной работы с семьями, где отсутствует один из родителей.
24. Специфика процесса социализации детей, живущих в неполной семье.
25. Отец-одиночка: что мы знаем о его жизни?
26. Современная демографическая ситуация в России и многодетность.
27. Проблемы многодетной семьи в современной России.
28. Типы многодетных семей и их особенности.
29. Технология работы с многодетной семьей в России.
30. Задачи социального работника в помощи многодетной семье.
31. Работа с многодетной семьей в сельской местности.
32. Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями.
33. Социопатогенная семья: проблемы и социальная работа с ней.
34. Проблемы психотерапии супружеских семейных отношений в социопатогенных семьях.
35. Асоциальная семья как объект социальной работы.
36. Проблемы семей, имеющих детей раннего возраста.
37 Государственная семейная политика РФ: состояние и перспективы.
38. Формирование и развитие государственной семейной политики в период социально-политической и экономической трансформации России.
39 Влияние религиозных воззрений на семейные отношения и государственную семейную политику в современной России.
41. История социальной работы с семьей и детьми.
42. Молодая семья как объект социальной политики.
43. Работа с многодетной семьей в сельской местности.
44. Социальная политика государства в отношении семей с детьми инвалидами.
45. Технология социальной работы с семьями социального риска.
46. Методы социальной работы с семьей.
47. Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе с семьей.
48. Особенности социальной работы с семьями, где отсутствует один из
родителей.
49. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности.
50 Социологическое исследование семьи как способ реализации системного подхода.
51. Применение циклического подхода при изучении семейных бюджетов.
52. Методы генеалогического изучения семьи.
53. Методы изучения семейных биографий.
54. Методика изучения совместимости потребностей супругов.
55. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье.
56. Брак и семья как объект социологического исследования.
57. Совершенствование законодательства в области государственной семейной политики.
58. Российское законодательство о защите прав детей с ограниченными
возможностями.
59. Заключение брачного договора: полюсы и минусы.
60. Опека и попечительство: проблемы и противоречия.
61. Проблемы семьи и пути их решения в странах Европы и Северной Америки.
62. Особенности восточноевропейских систем социальной защиты семьи.
63. Устройство систем социальной поддержки семьи в государствах Западной Европы и Северной Америки.
64. Роль семьи в условиях демографического кризиса за рубежом.
65. Деятельность добровольных благотворительных организаций в сфере оказания помощи семье за рубежом.
66. Проблемы семьи и пути их решения в странах «третьего мира».
67. Особенности систем социальной защиты семьи в развитых странах Азии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Семья как социальный институт.
2. Семья как малая социальная группа.
3. Семья и общество: тенденции взаимодействия.
4. Эволюция развития форм семьи.
5. Жизненные циклы семьи: содержание: особенности, проблемы, пути решения.
6. Признаки трансформации (кризиса) семьи в современном российском обществе.
7. Родительские директивы как источник семейных проблем.
8. Семейное поведение.
9. Семейная политика государства: сущность и содержание.
10. Формы и технологии социальной поддержки многодетных семей.
11. Формы и технологии социальной поддержки неполных семей.
12. Формы и технологии социальной поддержки малообеспеченных семей.
13. Культура современной российской семьи.
14. Социальные риски современной молодой семьи.
15. Многодетная семья как объект социальной работы.
16. Неполная семья как объект социальной работы.
17. Жесткое обращение с детьми как актуальная социальная проблема.
18. Малообеспеченная семья как объект социальной работы.
19. Семья, имеющая несовершеннолетних правонарушителей как объект социальной работы.
20. Семья как объект междисциплинарных исследований.
21. Внебрачная рождаемость как социальное явление.
22. Семья как субъект социальной работы.
23. Этнически смешанные и межнациональные браки.
24. Семья в современной России.
25. Семья как клиент социальной службы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. В. Воронина Семейное право: учеб. пособие : учебное пособие АлтГУ.- Барнаул, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абрамов Я.В. Брак и семья : Учебное пособие Лань, 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Антонович И.В., Дронова Е.Н. и др. Инновационные практики социальной работы с семьей: коллективная монография АлтГУ. - Барнаул, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Сергеенко А.М., Решетникова С.А. Социальная поддержка молодых семей в Алтайком крае: монография АлтГУ.- Барнаул, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Комплексный подход в социальной работе с семьями группы социального риска. Методический сборник риска. Режим доступа: www.aksp.ru/metod
Э2 Сайт «Все о детях и семье». Режим доступа: www.7ef.ru/pub
Э3 Сайт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения www.sirotstvo.ru
Э4 Сайт Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Режим доступа: www.fond-detyam.ru
Э5 Сайт «Растем и развиваемся месте» : www.rastem-wmeste.ru
Э6 Сайт «Семья растет» . Режим доступа: www.semya-rastet.ru
Э7 Сайт детского фонда Виктория/ Режим доступа: www.victoriacf.ru
Э8 Сайт Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ). Режим доступа: www.unicef.ru.
Э9 Справочно-поисковая система «Консультант плюс», 2010 (или «Гарант»).
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.