МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная политика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 91
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.соц. наук, доцент, Ремнева Н.С.

Рецензент(ы):
к.соц. наук, доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная политика

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Содействие освоению студентами теоретических основ социальной политики, пониманию общей стратегии государства в части его целенаправленной деятельности по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, качества его жизни; формирование универсального понимания сущности социальной политики как части внутренней политики государства; развитие практических навыков работы с законодательными актами и нормативно-правовыми документами в сфере социальной поддержки и социального обслуживания

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью к использованию законодательных и других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи и к правовому регулированию социальной защиты граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику взаимосвязи социальных процессов и возникающих социальных проблем с экономикой и политикой государства; основные понятия в области социальной политики; сущность и содержание социальной политики (в узком и широком смысле слова); содержание основных направлений социальной политики;
действующие модели социальной политики и обуславливающие их факторы; методы и технологии построения моделей социальной политики; основные направления реализуемой социальной политики в Российской Федерации, в Алтайском крае как субъекте РФ; в отраслях социальной сферы; основы нормативно-правовой базы реализуемой социальной политики, ;систему, взаимосвязь социальной политики, социальной защиты населения и социальной работы.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать актуальные проблемы в отраслях социальной сферы; определять модель реализуемой социальной политики; использовать законодательные акты при предоствлении мер социальной поддержки или социального обслуживания, разрабатывать проекты (программы) по социальной защите конкретных категорий населения; применять на практике современные социальные технологии в работе с населением, семьями, отдельными категориями
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основным понятийным аппаратом социальной политики; навыками оценки и толкования основных направлений социальной политики, основных проблем в отрасли социальной защиты населения; навыками работы с людьми, по месту жительства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная политика: понятие и сущность
1.1. Сущность и основные принципы социальной политики в современных условиях. Лекции 4 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Сущность и основные принципы социальной политики в современных условиях. Сам. работа 4 10 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Анализ моделей социальной политики и построение модели социальной политики в современной России. Лекции 4 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Анализ моделей социальной политики и построение модели социальной политики в современной России. Сам. работа 4 10 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Новые подходы к исследованию социальной сферы в Российской Федерации Лекции 4 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Новые подходы к исследованию социальной сферы в Российской Федерации Сам. работа 4 10 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Социальная политика в условиях рынка
2.1. Формирование и реализация социальной политики в условиях рынка Лекции 4 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Особенности управления социальной сферой в условиях рынка (региональный аспект). Практические 4 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Формирование и реализация социальной политики в условиях рынка Сам. работа 4 10 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Менеджмент: от классической школы управления до школы социально-этичного маркетинга. Лекции 4 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Менеджмент: от классической школы управления до школы социально-этичного маркетинга. Сам. работа 4 10 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Трансформация социального маркетинга в социальной сфере России Лекции 4 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Трансформация социального маркетинга в социальной сфере России Сам. работа 4 11 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Социальный маркетинг и его применение в отраслях социальной сферы Лекции 4 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Основные направления применения маркетинговых технологий для развития социальной сферы (региональный опыт) Практические 4 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Основные составляющие маркетинговой культуры личности Лекции 4 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Основные направления применения маркетинговых технологий для развития социальной сферы (региональный опыт) Сам. работа 4 14 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Пути и особенности формирования маркетинговых культур специалистов социальной сферы в условиях рыночных отношений. Практические 4 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Пути и особенности формирования маркетинговых культур специалистов социальной сферы в условиях рыночных отношений. Сам. работа 4 16 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Канаева О. А. Социальная политика государства и бизнеса : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/BEE11ECE-616B-479F-B80F-E364DC235CEF.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холостова, Е. И. Социальная политика : учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/64185B6A-C983-4BBB-BCB9-EA3B9B4044CA.
Л2.2 Сергиенко, А. М. Социальная политика России в условиях трансформации: метод. пособие для обучающихся в магистратуре по направлению «Экономика» и «Менеджмент» Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.old.csr.ru\document\original 66.stm;
Э2 www.ref.by\refs\72\17168\1.html;
Э3 www.BestReferat.ru\referat-92570.html;
Э4 www.kniga.ru Россия; www.goodreads.ru Сибирь.
Э5 Курс в Moodle "Социальная политика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.