МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная политика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Бортникова Т.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Социальная политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 20.04.2018 г. № 6
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Лобова С.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 20.04.2018 г. № 6
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Лобова С.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся теоретических знаний о социальной политике, умений анализа проблемпри оценке состояния социальной сферы, деятельности органов государственной и муниципальной власти РФ и других субъектов социальной политики и выработке навыков оценки их результатов и последствий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: способностью к использованию законодательных и других нормативных правовых актов федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального обеспечения, мер социальной помощи и к правовому регулированию социальной защиты граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность, основные принципы, субъекты, нституты. основы законодательства РФ, касающиеся социальной политики;
принципы построения социальной политики в России и за рубежом;
методы, средства, формы и виды реализации системы социальной политики в РФ.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации муниципальных (государственных) программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. оценивания экономических, социальных, политических условий и последствий реализации муниципальных (государственных) программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Сущность социальной политики и ее основные принципы. Основные элементы социальной политики: субъекты и институты.Методы и средства социальной политики
1.1. Сущность и основные принципы социальной политики в современных условиях Лекции 5 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.2. Сущность и основные принципы социальной политики в современных условиях Сам. работа 5 20 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.3. Субъекты и институты социальной политики Лекции 5 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.4. Субъекты и институты социальной политики Практические 5 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.5. Субъекты и институты социальной политики Сам. работа 5 20 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.6. Методы и средства социальной политики Лекции 5 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.7. Методы и средства социальной политики Сам. работа 5 20 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. 2. Формы и модели социальной политики.Формирование и реализация социальной политики в условиях рынка. Эффективность социальной политики и пти ее повышения.
2.8. Формы и модели социальной политики Лекции 5 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.9. Формы и модели социальной политики Практические 5 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.10. Формы и модели социальной политики Сам. работа 5 20 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.11. Формирование и реализация социальной политики в условиях рынка Практические 5 0 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.12. Формирование и реализация социальной политики в условиях рынка Сам. работа 5 20 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.13. Эффективность социальной политики и пути ее повышения Практические 5 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.14. Эффективность социальной политики и пути ее повышения Сам. работа 5 25 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.И. Социальная политика: учебник "Юрайт", 2018 https://biblio-online.ru/book/AB320740-3AC7-4F60-B4EC-E9B50032A880/socialnaya-politika
Л1.2 под ред. Н.А. Волгина Социальная политика : М.: Изд-во РАГС (http://www.biblioclub.ru), 2008
Л1.3 Холостова Е.И., Климантова Г.И. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 2-е изд., пер. и доп. : Учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/viewer/AB320740-3AC7-4F60-B4EC-E9B50032A880/socialnaya-politika#page/1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канаева О.А. Социальная политика государства и бизнеса: учебник М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/BEE11ECE-616B-479F-B80F-E364DC235CEF/socialnaya-politika-gosudarstva-i-biznesa
Л2.2 Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К°, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно. В качестве подобных заданий может выступать подготовка докладов, рефератов. Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.