Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_02_СР-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент С.Г. Чудова
1.1. | овладеть психологическими знаниями, навыками и умениями, необходимыми для осуществления социальной работы по оказанию помощи нуждающимся; рассмотреть общее понятие социальной работы и место психологии в социальной работе; ознакомиться с психологическими особенностями социальной работы с различным контингентом нуждающихся в помощи; научиться применять психологические методы диагностики, коррекции, реабилитации и консультирования на практике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способностью к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | индивидуальные потребности различных категорий населения; механизм постановки социального диагноза и мероприятия по социальному сопровождению. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять идивидуальные потребности граждан; анализировать обстоятельства, ухужшающие условия их жизнедеятельности. самостоятельно разрабатывать индивидуальные программы предоставления социальных услуг; социальной поддержки разным категориям населения; применять навыки социальной работы с различным контингентом лиц, нуждающимся в психологической помощи. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг; навыками анализа обстоятельств жизнедеятельности различных категорий населения; разработки индивидуальных программ социальной поддержки различных категорий населения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психология социальной работы | ||||||
1.1. | Психологические основы методологии социальной работы | Лекции | 6 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Предмет психологии социальной работы, ее структура | Практические | 6 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Предмет психологии социальной работы, ее структура | Сам. работа | 6 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
1.4. | Рамки профессиональной деятельности в социальной работе. Границы компетентности и социальной ответственности | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.5. | История становления психологии социальной работы как науки | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.6. | Основные понятия психологии социальной работы | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.7. | Основные понятия психологии социальной работы | Сам. работа | 6 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
1.8. | Социальная работа как процесс решения проблем | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.9. | Психология социализации и социальной адаптации. Сущностные характеристики социальной адаптации. | Практические | 6 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.10. | Психология социализации и социальной адаптации. Сущностные характеристики социальной адаптации. | Сам. работа | 6 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
1.11. | Понятие «клиент социальной работы». Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними | Лекции | 6 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.12. | Психотехнологии диагностики.Психодиагностические опросники в практике социальной работы. | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.13. | Особенности социально-психологической работы с различными группами населения. | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.14. | Особенности социально-психологической работы с различными группами населения. | Сам. работа | 6 | 14 | Л2.1, Л1.1 | |
1.15. | Социально-психологическая помощь в практике социальной работы. | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.16. | Социально-психологическая помощь в практике социальной работы. | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.17. | Социально-психологическая помощь в практике социальной работы. | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.1, Л1.1 | |
1.18. | Профессиональная компетентность в практике социальной работы. Технологии развития профессиональной компетентности социального работника | Лекции | 6 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.19. | Профессиональная компетентность в практике социальной работы. Технологии развития профессиональной компетентности социального работника | Сам. работа | 6 | 16 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ Перечень заданий /вопросов Теоретические вопросы 1. Психологические основы социальной работы (объекты, субъекты, задачи, функции социальной работы. 2. Приложение современных психологических теорий к социальной работе (современный структурный подход, диагностический и функциональный подходы, психоаналитический подход, когнитивно-бихевиоральные модели, принципы гуманистической психологии. 3. Основные направления социальной работы с населением. 4. Организация, формы и методы психокоррекции, психотерапии, психологического консультирования в практике социальной работы. 5. Становление социальных служб в России. Нормативно-правовая база социальной работы. 6. Рамки профессиональной деятельности в социальной работе. Нравственные принципы и нормы поведения социального работника. 7. Социальная работа как процесс решения проблем (этапы процесса решения проблем клиента). 8. Понятие «клиент социальной работы». Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними. 9. Формы и методы социальной работы в семье. 10. Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей (психосоциальная геронтология). 11. Основные проблемы и потребности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). 12. Дети и молодежь как клиенты социальной работы. 13. Особенности подходов к социальной работе с людьми с зависимостями (психосоциальная помощь алкоголикам и наркоманам). 14. Психосоциальная работа в службах занятости. 15. Психосоциальная помощь лицам БОМЖ. 16. Психосоциальная помощь жертвам природных и техногенных катастроф. 17. Психопрофилактика и психокоррекция девиантного поведения. 18. Психосоциальная работа с хроническими больными. 19. Социально-психологическая помощь в разрешении религиозных, межнациональных конфликтов. 20. Психосоциальная помощь лицам, подвергшимся насилию. 21. Психологическая помощь лицам в местах лишения свободы. 22. Социально-психологические методы коррекции межличностных отношений и разрешение конфликтных ситуаций. 23. .Профессиональная компетентность в практике социальной работы (роли, профессионально важные качества социальных работников). 24. Методы и приемы психосоциального взаимодействия социального работника с клиентами. 25. Методы саморегуляции социального работника (проблемы профессионального выгорания). 26. Методы психологического тренинга, индивидуальной и групповой психотерапии в социальной работе. 27. Организация служб экстренной психологической помощи. 28. Зарубежный опыт психосоциальной работы с населением. Практические задания 1. Разработать план мероприятий по социально-психологическому сопровождению пожилых людей. 2. Разработать план мероприятий по социально-психологическому сопровождению лиц, подвергшихся насилию. 3. Разработать план мероприятий по социально-психологическому сопровождению лиц с зависимостью. . |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ Перечень тем 1.Оформление теоретической парадигмы социальной работы в 20 веке. 2.Отношение к инвалидам в современном российском обществе. 3.Концепция качества жизни в пожилом и старческом возрасте и ее социально-экономическое обоснование. 4 Наркотики в культурах мира. 5.Социальное сиротство как проблема современного общества и психологический феномен. 6.Система благотворительности в 90-е г.г. 20 века в Российской Федерации. 7.Система учреждений социальной защиты на рубеже 20-21 в.в. 8.Система становления социальной защиты в Европе. 9.Особенности оформления практики социальной работы в Скандинавских странах. 10.Психология взаимоотношений между социальным работником и клиентом. 11.Семейное насилие и его жертвы. 12.Психология социальной работы с детьми и подростками. 13.Социальный работник в системе ювенальной юстиции. 14.Социально-психологическая помощь наркоманам. 15.Социально-психологическая помощь суицидентам. 16.Психология социальной работы с бездомными. 17.Психология социальной работы с осужденными. 18.Методы социальной работы со случаем. 19.Психологические теории и метод решения проблем. 20.Семья как клиент социальной работы. 21.Семья как фактор осложненной социализации. 22.Состояние проблемы сиротства в России/регионе/городе. 23.Причины социального сиротства. Основные факторы риска роста социального сиротства. 24.Одиночество как социальная проблема и возможности социальной работы для ее решения. 25.Проблемы молодежи и молодежная политика в современном обществе. 26.Отношение к пожилым в современном российском обществе 27.Методы и технологии социальной работы с молодым поколением. 28.Основные тенденции профессионального самоопределения и занятости молодежи. 29.Отечественный опыт формирования и реализации политики в отношении семьи, детства и молодежи. 30.Индивидуальная работа с клиентом: методология исследования проблемы клиента. 31.Направления профессионального консультирования (индивидуальные формы работы, методы работы с группой.) 32.Проблемы профессионального сгорания в социальной работе. 33.История и эволюция практической социальной работы. 34.Социальная работа и медико-гигиенические, психолого-педагогические проблемы (отечественный и зарубежный опыт.) 35.Кризисная помощь: основные направления, методология. 36.Психологические проблемы подросткового алкоголизма и наркомании. 37.Психологическая характеристика развития детей в условиях детского дома. 38.Кризисные переживания детей и подростков. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сережко Т.А., Васильченко Т.З., Волобуева Н.М. | ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. | ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека | |||
Э2 | http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ | |||
Э3 | www.e-library.ru - Научная электронная библиотека | |||
Э4 | http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» | |||
Э5 | http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн» | |||
Э6 | Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/ | |||
Э7 | Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/ | |||
Э8 | Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/ | |||
Э9 | Курс в Moodle "Психология социальной работы" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 1. Лекция. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя). - На практическом занятии ответы студент излагает устно. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств. - Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. - Практическое задание выполняется самостоятельно или в мини-группе, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 настоящего фонда оценочных средств. Выбор тренинговых упражнений должен определяться потребностями выбранной категории населения. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 настоящего фонда оценочных средств. - Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 фонда оценочных средств. - Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 3. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 4. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации. - Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. - Зачет проходит в устной форме, включает теоретический вопрос и практическое задание, выбранные из перечня вопросов к зачету п.3 фонда оценочных средств. Теоретический вопрос и практическое задание касается определения потребностей различных категорий населения и разработки программ и мероприятий по социально-психологическому сопровождению. Оценка за зачет ставится суммарно, исходя из полноты и глубины ответов на вопрос и задание. |