МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рецензент(ы):
д.х.н., доцент, Смагин В.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.-м.н. Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение студентами основ теоретических знаний по ключевым разделам общей химии и приобретение навыков выполнения лабораторных работ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать базовые знания фундаментальных разделов физики, химии, биологии, экологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических, биологических, экологических основ в общей, физической и социально-экономической географии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.•основные определения, понятия и законы химии, номенклатуру и основные классы неорганических соединений;
•основные понятия и законы химической термодинамики и кинетики;
•свойства растворов неэлектролитов и электролитов;
•условия образования и растворения осадка, понятие произведение растворимости;
•понятие гидролиз, влияние процесса гидролиза на условия миграции элементов;
•периодический закон и структуру периодической системы Д.И. Менделеева.
3.2.Уметь:
3.2.1.•применять теоретические знания и практические навыки при решении геохимических задач;
•производить вычисления с использованием стехиометрических и газовых законов;
•вычислять энтальпию, изменение энтропии и энергии Гиббса в реакции, пользуясь законом Гесса;
•записывать выражение для константы равновесия и использовать принцип Ле-Шателье для определения условий смещения химического равновесия;
•производить расчеты с использованием законов Рауля и Вант-Гоффа;
•вычислять произведение растворимости вещества по данным и растворимости;
•выражать процесс гидролиза солей с помощью ионных и молекулярных уравнений.
•записывать электронную формулу атомов элементов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методом составления молекулярных, ионных и ионно-молекулярных уравнений гидролиза солей;
- методом составления электронной структуры атомов элементов;
- записывать уравнения химических реакций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Атомно-молекуляное учение. Основные законы химии
1.1. Основные химические понятия и законы химии Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2
1.2. Основные классы химических соединений Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2
1.3. Основные понятия и законы химии. Основные классы неорганических соединений Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Классификация сложных веществ по составу. Бинарные соединения. Оксиды, пероксиды, гидриды, карбиды, халькогениды, галогениды. Номенклатура бинарных соединений Сам. работа 1 6 ОПК-2 Л1.2
Раздел 2. Энергетика химических процессов. Химическая кинетика и химическое равновесие
2.1. Энергетика химических процессов Лекции 1 1 ОПК-2 Л1.2
2.2. Химическая кинетика Лекции 1 1 ОПК-2 Л1.2
2.3. Химическое равновесие Лекции 1 1 ОПК-2 Л1.2
2.4. Основы химической термодинамики. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Лабораторные 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Общие закономерности протекания химических реакций. Понятие о внутренней энергии и энтальпии. Скорость химической реакции. Основной закон химической кинетики. Химическое равновесие. Сам. работа 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Физико-химические свойства растворов
3.1. Типы растворов. Растворимость Лекции 1 1 ОПК-2 Л1.2
3.2. Истинные и коллоидные растворы. Типы растворов. Растворение как физико-химический процесс. Энергетические эффекты процессов растворения Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.2
3.3. Коллигативные свойства растворов Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2
3.4. Свойства растворов. Электролитическая диссоциация Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Осмос в природе. Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л1.2
3.6. Электролитическая диссоциация. рН растворов Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2
3.7. Кислотность и щелочность почв. Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.2
3.8. Гидролиз солей Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2
3.9. Гидролиз солей Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Строение атома. Периодический закон
4.1. Структура электронных оболочек атомов элементов Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.2
4.2. Развитие представлений о строение атома Сам. работа 1 6 ОПК-2 Л2.1, Л1.2
4.3. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.2
4.4. Геохимическая классификация элементов. Распространенность химических элементов в космосе, земном шаре, земной коре, атмосфере, гидросфере. Понятие о кларках. Миграция и концентрация элементов в географической оболочке. Редкие и рассеянные элементы. Сам. работа 1 6 ОПК-2 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Л. Глинка Задачи и упражнения по общей химии: учеб. пособие М.: ЮРАЙТ, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Н. Л. Глинка Общая химия: учебник в 2 томах М.: Юрайт, 2016 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии: дополнительная литература М.: ООО «Изд–во АСТ»,, 2004.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Не используется
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.
109К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; весы НВ-600 М; электроплитка; таблица Д.И. Менделеева; сушильный шкаф СНОЛ; штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок
101К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы.
Для лабораторных занятий необходимо иметь: белый халат, рабочую тетрадь, ручку. Начинается лабораторная работа с указания даты, номера и темы занятия. Далее идет систематическая часть, которая постепенно заполняется в процессе занятия.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (печатные или электронные) продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.