Закреплена за кафедрой | Кафедра физической и неорганической химии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 26 | 26 | 26 | 26 |
Лабораторные | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 27 | 27 | 27 | 27 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической и неорганической химии
Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Безносюк С.А.
1.1. | получение студентами основ теоретических знаний по ключевым разделам общей химии и приобретение навыков выполнения лабораторных работ |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-2 | владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | •основные определения, понятия и законы химии, номенклатуру и основные классы неорганических соединений; •основные понятия и законы химической термодинамики и кинетики; •свойства растворов неэлектролитов и электролитов; •условия образования и растворения осадка, понятие произведение растворимости; •понятие гидролиз, влияние процесса гидролиза на условия миграции элементов; •периодический закон и структуру периодической системы Д.И. Менделеева. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | •применять теоретические знания и практические навыки при решении геохимических задач; •производить вычисления с использованием стехиометрических и газовых законов; •вычислять энтальпию, изменение энтропии и энергии Гиббса в реакции, пользуясь законом Гесса; •записывать выражение для константы равновесия и использовать принцип Ле-Шателье для определения условий смещения химического равновесия; •производить расчеты с использованием законов Рауля и Вант-Гоффа; •вычислять произведение растворимости вещества по данным и растворимости; •выражать процесс гидролиза солей с помощью ионных и молекулярных уравнений. •записывать электронную формулу атомов элементов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методом составления молекулярных, ионных и ионно-молекулярных уравнений гидролиза солей; - методом составления электронной структуры атомов элементов; - записывать уравнения химических реакций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Атомно-молекуляное учение. Основные законы химии | ||||||
1.1. | Основные химические понятия и законы химии | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Основные классы химических соединений | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Основные понятия и законы химии. Основные классы неорганических соединений | Лабораторные | 1 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Классификация сложных веществ по составу. Бинарные соединения. Оксиды, пероксиды, гидриды, карбиды, халькогениды, галогениды. Номенклатура бинарных соединений | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Энергетика химических процессов. Химическая кинетика и химическое равновесие | ||||||
2.1. | Энергетика химических процессов | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Химическая кинетика | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Химическое равновесие | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Основы химической термодинамики. Скорость химических реакций. Химическое равновесие | Лабораторные | 1 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Общие закономерности протекания химических реакций. Понятие о внутренней энергии и энтальпии. Скорость химической реакции. Основной закон химической кинетики. Химическое равновесие. | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Физико-химические свойства растворов | ||||||
3.1. | Типы растворов. Растворимость | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Истинные и коллоидные растворы. Типы растворов. Растворение как физико-химический процесс. Энергетические эффекты процессов растворения | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Коллигативные свойства растворов | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Осмос в природе. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Электролитическая диссоциация. рН растворов | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Кислотность и щелочность почв. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.7. | Свойства растворов. Электролитическая диссоциация | Лабораторные | 1 | 8 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.8. | Труднорастворимые электролиты. Произведение растворимости | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
3.9. | Произведение растворимости | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.10. | Гидролиз солей | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
3.11. | Гидролиз солей | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Строение атома. Периодический закон | ||||||
4.1. | Структура электронных оболочек атомов элементов | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Развитие представлений о строение атома | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
4.4. | Распространенность химических элементов | Лекции | 1 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
4.5. | Геохимическая классификация элементов. Распространенность химических элементов в космосе, земном шаре, земной коре, атмосфере, гидросфере. Понятие о кларках. Миграция и концентрация элементов в географической оболочке. Редкие и рассеянные элементы. | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. Л. Глинка | Задачи и упражнения по общей химии: учеб. пособие | М.: ЮРАЙТ, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Н. Л. Глинка | Общая химия: учебник в 2 томах | М.: Юрайт, 2016 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ахметов Н.С. | Общая и неорганическая химия: основная литература | Издательство "Лань", 2018 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Гольбрайх З.Е. | Сборник задач и упражнений по химии: дополнительная литература | М.: ООО «Изд–во АСТ»,, 2004. | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Не используются | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
101К | лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок |
109К | лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; весы НВ-600 М; электроплитка; таблица Д.И. Менделеева; сушильный шкаф СНОЛ; штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок |
106аК | учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные, самостоятельная работа. Во время лекций студент получает систематизированные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Для лабораторных занятий необходимо иметь: белый халат, рабочую тетрадь, ручку. Начинается лабораторная работа с указания даты, номера и темы занятия. Далее идет систематическая часть, которая постепенно заполняется в процессе занятия. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (печатные или электронные) продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |