МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Лабораторные 28 28 28 28
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н, доцент, Харнутова Е.П.

Рецензент(ы):
д.х.н., доцент, Смагин В.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.-м.н. Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение студентами основ теоретических знаний по ключевым разделам общей химии и приобретение навыков выполнения лабораторных работ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.•основные определения, понятия и законы химии, номенклатуру и основные классы неорганических соединений;
•основные понятия и законы химической термодинамики и кинетики;
•свойства растворов неэлектролитов и электролитов;
•условия образования и растворения осадка, понятие произведение растворимости;
•понятие гидролиз, влияние процесса гидролиза на условия миграции элементов;
•периодический закон и структуру периодической системы Д.И. Менделеева.
3.2.Уметь:
3.2.1.•применять теоретические знания и практические навыки при решении геохимических задач;
•производить вычисления с использованием стехиометрических и газовых законов;
•вычислять энтальпию, изменение энтропии и энергии Гиббса в реакции, пользуясь законом Гесса;
•записывать выражение для константы равновесия и использовать принцип Ле-Шателье для определения условий смещения химического равновесия;
•производить расчеты с использованием законов Рауля и Вант-Гоффа;
•вычислять произведение растворимости вещества по данным и растворимости;
•выражать процесс гидролиза солей с помощью ионных и молекулярных уравнений.
•записывать электронную формулу атомов элементов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методом составления молекулярных, ионных и ионно-молекулярных уравнений гидролиза солей;
- методом составления электронной структуры атомов элементов;
- записывать уравнения химических реакций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Атомно-молекуляное учение. Основные законы химии
1.1. Основные химические понятия и законы химии Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1
1.2. Основные классы химических соединений Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1
1.3. Основные понятия и законы химии. Основные классы неорганических соединений Лабораторные 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.4. Классификация сложных веществ по составу. Бинарные соединения. Оксиды, пероксиды, гидриды, карбиды, халькогениды, галогениды. Номенклатура бинарных соединений Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Энергетика химических процессов. Химическая кинетика и химическое равновесие
2.1. Энергетика химических процессов Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1
2.2. Химическая кинетика Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1
2.3. Химическое равновесие Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1
2.4. Основы химической термодинамики. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Лабораторные 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.5. Общие закономерности протекания химических реакций. Понятие о внутренней энергии и энтальпии. Скорость химической реакции. Основной закон химической кинетики. Химическое равновесие. Сам. работа 1 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Физико-химические свойства растворов
3.1. Типы растворов. Растворимость Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1
3.2. Истинные и коллоидные растворы. Типы растворов. Растворение как физико-химический процесс. Энергетические эффекты процессов растворения Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.3. Коллигативные свойства растворов Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1
3.4. Осмос в природе. Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.5. Электролитическая диссоциация. рН растворов Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1
3.6. Кислотность и щелочность почв. Сам. работа 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.7. Свойства растворов. Электролитическая диссоциация Лабораторные 1 8 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.8. Труднорастворимые электролиты. Произведение растворимости Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1
3.9. Произведение растворимости Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.10. Гидролиз солей Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1
3.11. Гидролиз солей Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Строение атома. Периодический закон
4.1. Структура электронных оболочек атомов элементов Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1
4.2. Развитие представлений о строение атома Сам. работа 1 3 ОПК-2 Л1.2, Л2.1
4.3. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1
4.4. Распространенность химических элементов Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1
4.5. Геохимическая классификация элементов. Распространенность химических элементов в космосе, земном шаре, земной коре, атмосфере, гидросфере. Понятие о кларках. Миграция и концентрация элементов в географической оболочке. Редкие и рассеянные элементы. Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Л. Глинка Задачи и упражнения по общей химии: учеб. пособие М.: ЮРАЙТ, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Н. Л. Глинка Общая химия: учебник в 2 томах М.: Юрайт, 2016 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия: основная литература Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л2.2 Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии: дополнительная литература М.: ООО «Изд–во АСТ»,, 2004.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Не используются
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
101К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок
109К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; весы НВ-600 М; электроплитка; таблица Д.И. Менделеева; сушильный шкаф СНОЛ; штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы.
Для лабораторных занятий необходимо иметь: белый халат, рабочую тетрадь, ручку. Начинается лабораторная работа с указания даты, номера и темы занятия. Далее идет систематическая часть, которая постепенно заполняется в процессе занятия.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (печатные или электронные) продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.