Закреплена за кафедрой | Кафедра физической и неорганической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.04.01. Химия |
Профиль | Физическая химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_04_01_ФХ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 56 | 56 | 56 | 56 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической и неорганической химии
Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Безносюк С.А.
1.1. | обучение использованию современных методов химической термодинамики для решения научных и практических проблем |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ОПК-1 | способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач |
ПК-2 | владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные термодинамические величины; - теоретические основы термодинамики и структуры нестехиометрических соединений; - влияние дефектности структур на физико-химические свойства нестехиометрических соединений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять теоретические основы термодинамики нестехиометрических соединений для решения практических задач; - использовать представления о структуре нестехиометрических соединений в практических целях; - основываясь на структуре нестехиометрических соединений прогнозировать их термодинамические свойства |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - теоретическими основами химии нестехиометрических соединений; - навыками практической работы в области термодинамики и структуры нестехиометрических соединений; - теорией кристаллического строения нестехиометрических соединений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Введение. Стехиометрические законы. Фазы и соединения переменного состава. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
1.2. | Основы и история развития учения о нестехиометрии нестехиометрических соединениях | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 2. Термодинамика твердых растворов. | ||||||
2.1. | Парциальные молярные, относительные парциальные молярные и относительные интегральные молярные термодинамические величины | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Идеальные и неидеальные твердые растворы. Регулярные и нерегулярные твердые растворы. Относительная интегральная теплота смешения | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Интегральные молярные функции гетерогенных систем. | ||||||
3.1. | Диаграммы состояния бинарных систем и формы GM-кривых отдельных фаз | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Диаграммы состояния твердых растворов | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Реальные кристаллы. Дефекты кристаллической решетки | ||||||
4.1. | Симметрия. Основные типы пространственных решеток Симметрия внешней формы кристаллов | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
4.2. | Дефекты кристаллической решетки | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 5. Энергия кристаллических решеток | ||||||
5.1. | Энергия решеток и поверхностная энергия кристаллов. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Энергетический и размерный факторы при образовании твердых растворов. | ||||||
6.1. | Энергетический и размерный факторы при образовании твердых растворов. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Правило Юм-Розери и его ограничения. Энергии кристаллических решеток чистых металлов и твердых растворов | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Лабораторные работы | ||||||
7.1. | Синтез карбонитрида титана в режиме СВС | Лабораторные | 3 | 12 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Синтез нитрида титана нестехиометрического состава | Лабораторные | 3 | 12 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Синтез карбида титана заданного состава | Лабораторные | 3 | 12 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Самостоятельная работа. | ||||||
8.1. | Подготовка к лабораторным работам | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
8.2. | Оформление отчетов по лабораторным работам | Сам. работа | 3 | 28 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
8.3. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Базаров И.П. | Термодинамика: учебник | СПб.: Лань, 2010 | elibrary.sgu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Перов Э.И., Харнутова Е.П., Бондарев А.А. | Новые препаративные синтезы тугоплавких и полупроводниковых веществ: Дополнительная литература | Изд-во АлтГУ , 2002 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Не используются | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
106аК | учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS. |
101К | лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные, самостоятельная работа. Во время лекций студент получает систематизированные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Для лабораторных занятий необходимо иметь: белый халат, рабочую тетрадь, ручку. Начинается лабораторная работа с указания даты, номера и темы занятия. Далее идет систематическая часть, которая постепенно заполняется в процессе занятия. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (печатные или электронные) продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. |