МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по литературной критике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Романова Екатерина Геннадьевна

Рецензент(ы):
к.ф.н., доц., Доронина С.В.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по литературной критике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование навыков работы с текстом критической статьи, овладение приемами анализа, комментирования, реферирования и составления текстов в области литературной и театральной критики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы комментирования, реферирования и создания критических статей разных жанров.
3.2.Уметь:
3.2.1.критически осмыслить литературные и театральные тексты современности, выразить собственное аргументированное мнение по их поводу
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками составления критических текстов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Жанры русской критики Практические 2 2 ПК-10 Л1.1
Раздел 2. Основная часть
2.1. Фигура критика в культуре Практические 2 4 ПК-10 Л1.1
2.2. Критическая статья Практические 2 4 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.3. Театральная критика Практические 2 4 ПК-10 Л1.1
2.4. Театральная конференция Практические 2 4 ПК-10 Л1.1
2.5. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 2 24 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.6. Изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку Сам. работа 2 22 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.7. Написание критических статей Сам. работа 2 24 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.8. Подготовка к зачету Сам. работа 2 20 ПК-10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Система жанров литературно-критической статьи в аспекте истории и теории русской критики.
2. Фигура критика, его общественная задача, его роль в истории литературы.
3. Специфика театральной критики, роль театрального критика в динамике театрального процесса.
4. Задачи и функции театральной критики.
5. Принципы и приемы создания текста театрально-критической статьи.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Создание разножанровых статей критического характера по результату критического обзора деятельности алтайских театров.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дарвин М.Н., Магомедова Д.М., Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Тамарченко Н.Д. Теория литературных жанров: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Эсалнек А.Я. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения: Анализ романного текста : учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.filologia.su/teoriya-literatury/
Э2 http://philologos.narod.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения


MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Критическая статья, рецензия

Критическая статья и рецензия на спектакль оцениваются как составные части зачета по курсу «Практикум по литературной критике».
Оценка «Зачтено» выставляется студентам, сумевшим формально и содержательно создать текст в избранном критической жанре. Важно, чтобы текст студента магистратуры содержал самостоятельные наблюдения и выводы, основывался на реальных впечатлениях (в случае, если это театральная рецензия), демонстрировал знание теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины.
Оценка «Незачтено» выставляется, если студент грубо нарушил жанровые рамки, не справился с поставленной задачей, продемонстрировал логические и смысловые текстуальные деформации либо написал театральную рецензию по спектаклю, который не видел сам.


Зачет

Оценка «Зачтено» выставляется студентам, показавшим знание курса, знакомство с художественными источниками, умение проиллюстрировать изложение примерами, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, ответившим на вопросы билета и вопросы экзаменатора. При этом допускаются некоторые неточности в ответе, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях
Оценка «Не зачтено» выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, не знаком с текстами художественной литературы, некорректно применяет изученные термины, не ответил на вопросы билета или экзаменатора.