МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория литературы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильПрикладная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ПФ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент Романова Екатерина Геннадьевна

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент О.А. Скубач

Рабочая программа дисциплины
Теория литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: изучение основных теоретико-литературных концепций одновременно с формированием понятийного и категориального аппарата, повышением уровня культуры и мышления.
Задачи курса:
– освоение студентами основных принципов и понятий, используемых при изучении истории литературы;
– знакомство с различными подходами к трактовке художественного произведения и литературы в целом;
– выработка у студентов умения производить рефлексию по поводу литературоведческой терминологии (основных понятий науки о литературе).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов
ПК-5 способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения и концепции в области теории и истории литературы; основные положения в области теории литературы, необходимые для проведения учебных занятий и внеклассной работы по литературе в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
3.2.Уметь:
3.2.1.продемонстрировать знания в области теории и истории литературы; применить на в работе с учащимися полученные по теории литературы знания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет навыками использования теоретических знаний в области литературы в практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Литературоведение как наука Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Проблема определения понятия «художественная литература» Практические 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.3
1.3. Эстетическая природа искусства Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
1.4. Искусство и игра Практические 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
1.5. Прекрасное Практические 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
1.6. Художественный образ Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
1.7. Безóбразная теория искусства Практические 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
1.8. Литература как вид искусства Практические 7 2 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 2. История и методология литературоведения
2.1. Литература и психология Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.5
2.2. Литература и психоанализ Практические 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.5
2.3. Мифологический метод в науке о литературе Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.3
2.4. Литература и мифология Практические 7 2 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3
2.5. Формальный метод в литературоведении Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.6
2.6. Историческая поэтика А.Н. Веселовского Практические 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
2.7. Теория пародии Ю.Н. Тынянова Практические 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
2.8. Структурализм в литературоведении Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.9. Культура sub specie semioticae Практические 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.10. Постструктурализм Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.11. От произведения к тексту Практические 7 2 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.6
2.12. Герменевтика Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.6
2.13. Проблема автора в литературоведении Практические 7 2 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4
2.14. Рецептивная эстетика Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.15. Проблема читателя в литературоведении Практические 7 2 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.16. Социология литературы Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Основные проблемы науки о литературе
3.1. Литературные роды Лекции 7 1 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.6
3.2. Литературный жанр Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.6
3.3. Сюжет Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.6
3.4. Литературный процесс Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4
3.5. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 7 20 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.3
3.6. Подготовка к экзамену Сам. работа 7 25

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Этот текст Е. Харитонова размещен в книге среди других художественных произведений данного автора. Что позволяет рассматривать его как художественный текст? В чем его провокационный характер и чему, на Ваш взгляд, служит данная провокация? Дайте развернутый ответ на эти вопросы.
2. О чем стихотворение О. Мандельштама «Я не слыхал рассказов Оссиана…»? Какие аспекты соотношения литературы и мифа затронуты в нем? Как вы понимаете смысл выражения "чужих певцов блуждающие сны", а также двух последних строк?
3. Как обозначить границы между литературой и нелитературой. Приведите примеры пограничных текстов.
4. Что такое прием «остранения»? Приведите примеры художественных текстов, где используется этот прием.
5. Проанализируйте любое (на ваш выбор) произведение литературы ХХ века, окторое наглядно представляет процесс ремифологизации.
6. Опираясь на идеи Ю. Тынянова, определите сущностную разницу между пародийностью и пародичностью.
7. Какие функции, на ваш взгляд, выполняет «текст в тексте». Свои соображения аргументируйте конкретным литературным материалом.
8. Приведите примеры разных видов неавторского слова.
9. Как реализованы в предложенном для анализа тексте («Романс» Т. Кибирова) интертекстуальные приемы?
На примере конкретного текста (на ваш выбор) покажите принципы организации системы персонажей.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Эсалнек А.Я. Теория литературы: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2017, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Крупчанов Л.М. Теория литературы: М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2017, 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: М.: Academia, 2004
Л2.2 Социология искуства. Хрестоматия / под ред. В. Жидкова, Т.А. Клявиной: М.: Прогресс-Традиция // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2010
Л2.3 Хализев В.Е. Теория литературы: М.: Академия, 2002
Л2.4 Теория литературы. В 2 томах. Т. 2. Историческая поэтика / С. Н. Бройтман: М.: Академия, 2004
Л2.5 Теория литературы. В 2 томах. Том 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман: М.: Академия, 2004
Л2.6 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие для вузов: М.: Аспект Пресс, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://edu.asu.ru/foo/course/view.php?id=52
Э2 http://www.gumfak.ru/teoriya_liter.shtml
Э3 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Index_Lit.php
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Студенты 4 курса, как правило, уже имеют высокий навык работы на лекции, сформировали умения внимательно слушать лектора, фиксировать главное, составляя конспект лекции. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

2. Методические указания по подготовке к практическим занятиям
Значительную роль в курсе выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать герменевтической терминологией.
Практические занятия по методике преподавания проводятся в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений и предполагает самостоятельное знакомство с узловыми проблемами современной теории литературы. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Рекомендуется заострение внимания именно на наиболее спорных, дискуссионных вопросах современного литературоведения. Данная форма работа направлена на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных теоретических и практических вопросов, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.

3. Методические указания по подготовке к экзамеу
Основное в подготовке к экзамену – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче экзаменов и зачетов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к зачету следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на зачете может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь в всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте