МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Благотворительность и добровольчество: история и перспективы развития
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Благотворительность и добровольчество: история и перспективы развития

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: - уч. г.

Заведующий кафедрой
С.Г. Чудова, к.соц.н, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой С.Г. Чудова, к.соц.н, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение студентами теоретического и практического материала по вопросам благотворительности и добровольчества как социальных феноменов в современном обществе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7: способностью обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этнические требования в процессе ее осуществления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные положения законодательных актов в отношении благотворительности и добровольчества.
Способы организации целеполагания, планирования, анализа для привлечения дополнительных финансовых средств.
Способы взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, коллективе, владение различными навыками социального проектирования.

3.2.Уметь:
3.2.1.Логически и творчески мыслить; под-твердить теоретические положения собственными примерами.
Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения комплексных и индивидуальных социальных проектов информацию, организовывать и преобразовывать ее.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Креативными навыками: владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Владеть навыками деятельности по отношению к информации в данном учебном предмете.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы явления благотворительности в России: прошлое и настоящее.
1.1. Основные тенденции становления благотворительности как общественного феномена Лекции 1 1 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Основные подходы к определению благотворительности как социального явление Практические 1 1 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Основные тенденции становления благотворительности как общественного феномена Сам. работа 1 10 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. История российской благотворительности: реконструкция национального опыта и возможности его применения в современных условиях Сам. работа 1 10 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Особенности развития идеи милосердия и благотворительной деятельности в различных религиозных конфессиях Практические 1 1 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Особенности развития идеи милосердия и благотворительной деятельности в различных религиозных конфессиях Сам. работа 1 10 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.7. История общественного призрения на Алтае (конец XVIII – начало XX вв.) Лекции 1 1 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Особенности становления социальной благотворительности в Алтайском крае Практические 1 1 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.9. История общественного призрения на Алтае (конец XVIII – начало XX вв.) Сам. работа 1 10 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.10. Государственная социальная политика и благотворительность: подходы и тенденции Практические 1 1 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.11. Современное состояние благотворительности в России и ее основные формы Практические 1 1 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.12. Современное состояние благотворительности в России и ее основные формы Сам. работа 1 10 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Теоретико-методологические основы явления добровольчества: прошлое и настоящее
2.13. Основные тенденции становления добровольчества Лекции 1 1 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.14. Основные подходы к определению добровольчества как социального явление Практические 1 1 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.15. Исторические традиции добровольческого движения в России и ее основные формы Сам. работа 1 10 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.16. Эволюция социального строя и изменения характера добровольческой деятельности Сам. работа 1 1 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.17. История российской благотворительности: реконструкция национального опыта и возможности его применения в современных условиях Практические 1 1 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.18. Некоммерческие организации и роль их в развитии добровольчества на современном этапе Привлечение добровольцев: основные этапы работы Сам. работа 1 6 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.19. Государственная социальная политика и добровольчество: подходы и тенденции Лекции 1 1 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.20. История российского добровольчества: реконструкция национального опыта и возможности его применения в современных условиях Сам. работа 1 1 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.21. Особенности развития идеи милосердия и благотворительной деятельности в различных религиозных конфессиях Сам. работа 1 5 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.22. Некоммерческие организации и роль их в развитии добровольчества на современном этапе Практические 1 1 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.23. Особенности функционирования некоммерческих организаций в развитии добровольчества на современном этапе Сам. работа 1 6 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.24. Некоммерческие организации и роль их в развитии добровольчества на современном этапе Сам. работа 1 8 ОПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.25. Экзамен 1 9 ОПК-7 Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Раздел 1
1. Возрождение национальных благотворительных традиций в России.
2. Милосердные традиции народов России.
3. Российские меценаты и благотворители (по регионам; персоналиям; династиям).
4. Духовные и экономические аспекты благотворительности и меценатства (по классовой и сословной принадлежности).
5. Сословная благотворительность (дворянство; купечество; духовенство мещанство; крестьянство по периодам; регионам).
6. Формы и методы благотворительной деятельности в России(X XVIII вв.).
7. Формы и методы социальной защиты и помощи населения во второй половине XIX века.
8. Филантропическая деятельность В.Ф. Одоевского и Ф.П. Гюза.
9. Благотворительные общества и их учреждения (направления деятельности и категории призреваемых).
10. Великокняжеская благотворительность как форма социального служения (на примере отдельных князей).
11. Феномен частной благотворительности и меценатства в России.
12. Место и роль религиозных конфессий в социальном призрении и благотворительности (на примере любой конфессии).
13. Новые принципы организации общественного призрения и благотворительности пореформенной России.
14. Милосердие в допетровскую эпоху: "нищелюбие", монастырское призрение, великокняжеская, царская и частная благотворительности.
15. Знаменитые женщины России, их вклад в благотворительность.
16. История общественного призрения в Алтайском крае.
17. Роль Алтайского купечества в становлении благотворительности на Алтае.
18. Милосердие и сострадание в буддизме и исламе.
19. Милосердие и благотворительность в русском православии и протестантских церквях.
20. Кариативная деятельность католической церкви.
21. Государственная социальная политика и благотворительность – подходы и тенденции.
22. Мотивы благотворительности и меценатства российских предпринимателей.
23. Основные проблемы в сфере благотворительности.
24. Исследования истории российской благотворительности и реконструкция национального опыта и возможности его применения в современных условиях.
25. Благотворительность на Алтае: прошлое и настоящее.

Раздел 2.
1. Взаимоотношения между добровольцем и организацией с точки зрения трудовых взаимоотношений и благотворительной деятельности.
2. Добровольческое движение как ресурс гражданского общества.
3. Добровольческое движение, понятие «доброволец», основные принципы добровольчества.
4. Добровольчество как фактор развития некоммерческого сектора
5. История добровольческого движения.
6. Классификация некоммерческих организаций
7. Международное добровольческое движение. Всемирная Декларация Добровольчества.
8. Мониторинг и оценка добровольческой деятельности в НКО.
9. Мотивации добровольцев.
10. Нормативно-правовая база добровольчества на современном этапе.
11. Основные понятия «добровольчество», «доброволец», «добровольческая деятельность».
12. Основные принципы работы с добровольцами в НКО.
13. Основные этапы организации работы с добровольцами в социальных службах.
14. Особенности добровольческого движения в России в допетровскую эпоху.
15. Особенности оказания социальных услуг добровольческими организациями в Алтайском крае (на примере НО «Фонд «Открытая Россия - Алтай»).
16. Особенности правовых взаимоотношений организации и добровольцев.
17. Особенности составления договора между организацией и добровольцем.
18. Понятие «некоммерческая организация».
19. Процесс работы с добровольцами в организации.
20. Развитие добровольчества в России в конце XIX – начале XX веков.
21. Развитие добровольчества в России в различные исторические периоды.
22. Региональные особенности добровольчества и благотворительности.
23. Роль некоммерческих организаций в развитии добровольчества на современном этапе
24. Рынок исследований добровольчества в современной России: попытка системного осмысления.
25. Создание и развитие на Алтае в конце XIX – начале XX веков сети общественных добровольческих учреждений.
26. Социальное проектирование как способ реализации.
27. Социальные технологии добровольческой деятельности (примеры).
28. Становление добровольчества в странах Западной Европы.
29. Сущность и специфика добровольческой деятельности.
30. Эволюция социального строя и изменение характера добровольческой деятельности.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Раздел 1.
Содержание и трактовка понятий "милосердие", "благотворительность" и "филантропия" в различные исторические периоды.
Традиция помощи нуждающимся как неотъемлемая часть правовой культуры, общественных норм всех цивилизаций.
Благотворительность на Руси с дохристианского периода до последней четверти XVII века.
Организация и деятельность Приказов Общественного призрения.
Развитие меценатства в России в конце XIX века.
Благотворительные общества в дореволюционной России.
Роль русской интеллигенции в благотворительной деятельности в России.
Вклад русского купечества в благотворительную деятельность в России.
Нормативно-правовая база благотворительности на современном этапе.
Основные формы и мотивы современной благотворительности.
Благотворительность в Алтайском крае в наше время.

Раздел 2.
Содержание и трактовка понятий "добровольчество", "благотворительность" и "филантропия" в различные исторические периоды.
Определение - кто есть доброволец. Способы привлечения добровольцев.
Становление добровольчества в странах Западной Европы
Добровольческие общества в дореволюционной России.
Особенности добровольческого движения в России в допетровскую эпоху.
Социальный портрет Алтайского купечества.
Особенности функционирования различных общественных благотворительных, добровольческих, религиозных обществ в Алтайском крае в начале XX века.
Набор добровольцев.
Выявление мотиваций и отбор.
Управление добровольческих ресурсов.
Процесс работы с добровольцами в организации.
Выявление потребности организации в добровольцах.
Правовые основы добровольческой активности несовершеннолетней молодежи.
5.3. Фонд оценочных средств
см. ФОС в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Антонович, И. В. Антонович, И. В. Добровольчество в российском обществе: история и перспективы развития: монография / И. В. Антонович ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. - 108 с.: Добровольчество в российском обществе: история и перспективы развития: монография Изд-во АлтГУ, 2015
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Благотворительность в России : Санкт-Петербург : Типография Н. Л. Ныркина, 1901 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=77412
Л2.2 И. В. Антонович, Ю. А. Калинина Антонович И. В. Благотворительность и добровольчество в российском обществе: история и современность : учеб. пособие / И. В. Антонович, Ю. А. Калинина ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 196 с.: Благотворительность и добровольчество в российском обществе: история и современность : АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/706
Л2.3 Митрофаненко В.В. Технологии организации волонтерского движения: учебное пособие: Технологии организации волонтерского движения: учебное пособие Ставрополь: СКФУ, , 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=457754&sr=1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 2. Нормативно-правовые документы Алтайского края [Элект. ресурс] // Нормативно-правовые документы Алтайского края. http://www.altairegion22.ru/rus/official_docs/
Э2 3. Свободная энциклопедия Википедия [Элект. ресурс] // Свободная энциклопедия Википедия. Добровольчество. - Электр. данн. (1 файл). - режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://ru.wikipedia.org/wiki/
Э3 4. Cоюз благотворительных организаций России. - Электр. данн. (1 файл). - режим доступа: http://www.sbornet.ru/ http://www.sbornet.ru/
Э4 5. Благотворительность в России: история и перспективы. - Электр. данн. (1 файл). - режим доступа: http://charity.lfond.spb.ru/volunteers/ http://charity.lfond.spb.ru/volunteers/
Э5 6. Нормативно-правовые документы Алтайского края [Элект. ресурс] // Нормативно-правовые документы Алтайского края. http://www.altairegion22.ru/rus/official_docs/ http://www.altairegion22.ru/rus/official_docs/
Э6 7.Курс в Moodle «Благотворительность и добровольчество: иcтория и перспективы развития» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1020
6.3. Перечень программного обеспечения
проектор, переносной экран, ноутбук
MS Office; Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.