Закреплена за кафедрой | Кафедра физической и неорганической химии |
---|---|
Направление подготовки | 20.03.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Безопасность жизнедеятельности в техносфере |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 20_03_01-ТБ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,329999923706 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Лабораторные | 26 | 26 | 26 | 26 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 17 | 17 | 17 | 17 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической и неорганической химии
Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Безносюк С.А.
1.1. | получение студентами основ теоретических знаний по ключевым разделам общей и неорганической химии и приобретение навыков выполнения лабораторных работ |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.14 |
ОК-8 | способностью работать самостоятельно |
ОК-10 | способностью к познавательной деятельности |
ПК-22 | способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные характеристики веществ и материалов; основные теории строения атома, химической связи, основы термодинамики; современные теории строения атома, химической связи, законы термодинамики; - основные свойства химических элементов, их соединений; основные приемы и методы применения химических веществ и материалов; специфические приемы и методы применения химических веществ и материалов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - описать основные характеристики атома, химической связи, тепловых процессов в химии и окружающем мире; использовать данные по строению атома, химической связи и термодинамики для описания свойств материалов; использовать знания о строении атомов, молекул, знания термодинамики химических процессов для понимания свойств материалов и механизмов химических процессов; - сприменять основные приемы и методы применения химических веществ и материалов; применять химические вещества и материалы для решения задач профессиональной деятельности; применять химические вещества и материалы для работы в специфических условиях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - первоначальными знаниями о строении вещества и химической связи; знаниями теорий строения атома, химической связи и термодинамики для описания химических процессов; знаниями современных теорий строения атома и химической связи, законов термодинамики для описания химических веществ и химических процессов; - знаниями основ свойств химических веществ и материалов; знаниями свойств химических веществ и материалов для производственной деятельности; знаниями свойств химических веществ и материалов для работы в специфических условиях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Основные понятия и законы неорганической химии | ||||||
1.1. | Введение. Основные понятия и законы химии | Лекции | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Классификация и номенклатура неорганических соединений | Лекции | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Основные законы химии | Практические | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Свойства основных классов неорганических соединений | Лабораторные | 1 | 4 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторной работе | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Строение атома и периодическая система | ||||||
2.1. | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов химических элементов | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.2. | Строение атома. Строение электронных оболочек химических элементов | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.3. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу | Сам. работа | 1 | 3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 3. Химическая связь и строение вещества | ||||||
3.1. | Химическая связь и строение молекул | Лекции | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Химическая связь и строение молекул | Практические | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Общие закономерности протекания химических процессов | ||||||
4.1. | Основы химической термодинамики | Лекции | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Химическая кинетика в гомогенных и гетерогенных системах | Лекции | 1 | 1 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Химическое равновесие в гомогенных и гетерогенных процессах | Лекции | 1 | 1 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.4. | Химическая термодинамика. Скорость химических реакций. Химическое равновесие | Практические | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.5. | Химическая термодинамика. Скорость химических реакций | Лабораторные | 1 | 4 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.6. | Химическое равновесие | Лабораторные | 1 | 4 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.7. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным работам | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Растворы | ||||||
5.1. | Растворы. Коллигативные свойства растворов | Лекции | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Электролитическая диссиоциация | Лекции | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.3. | Свойства растворов. Электролитическая диссоциация | Практические | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.4. | Растворы электролитов. рН растворов | Лабораторные | 1 | 4 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.5. | Гидролиз солей | Лекции | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.6. | Гидролиз солей | Лабораторные | 1 | 4 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.7. | Окислительно-восстановительные реакции | Лекции | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.8. | Окислительно-восстановительные реакции | Лабораторные | 1 | 6 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.9. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным работам | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. Химия элементов | ||||||
6.1. | Химия металлов | Лекции | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.2, Л2.1 |
6.2. | Металлы s-семейства | Практические | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.2, Л2.1 |
6.3. | Металлы р-семейств | Практические | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.2, Л2.1 |
6.4. | Металлы d-семейств | Практические | 1 | 2 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.2, Л2.1 |
6.5. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-8, ОК-10, ПК-22 | Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.В. Денисов, В.М. Таланов, И.А. Денисова, Т.И. Дрововозова | Общая и неорганическая химия : учебное пособие | Ростов-н/Д : Феникс, 2013 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271598 |
Л1.2 | Павлов, Н.Н. | Общая и неорганическая химия: | СПб. : Лань, 2011 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Д. А. Князев, С. Н. Смарыгин | Неорганическая химия : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2014 | www.biblio-online.ru/book/D9161AB1-6561-43F3-BE36-962267DEB4BF. |
Л2.2 | Э. Т. Оганесян, В. А. Попков, Л. И. Щербакова, А. К. Брель ; под ред. Э. Т. Оганесяна | Общая и неорганическая химия : учебник для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/23B227C4-E87E-4CA6-BCF5-A5279E2D91D7. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Не используются | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
101К | лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок |
109К | лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; весы НВ-600 М; электроплитка; таблица Д.И. Менделеева; сушильный шкаф СНОЛ; штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок |
106аК | учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные, самостоятельная работа. Во время лекций студент получает систематизированные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Цель практических занятий, проводимых по дисциплине - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными. В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно – методической, а также научной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Для лабораторных занятий необходимо иметь: белый халат, рабочую тетрадь, ручку. Начинается лабораторная работа с указания даты, номера и темы занятия. Далее идет систематическая часть, которая постепенно заполняется в процессе занятия. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (печатные или электронные) продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |