МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию "Социальная работа"
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию "Социальная работа"

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2011-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать овладению студентами базового теоретического и практического материала по вопросам об основах социальной работы, осознанию ее места и роли в современном обществе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии
ОПК-2: способностью к постановке и обоснованию цели в процессе реализации профессиональной деятельности и выбору ее достижению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Общее представление о методологии социальной работы, конкретных механизмах реализации различных моделей и принципов практики социальной работы.
Основные тенденции и проблемы развития социальной работы в России.
3.2.Уметь:
3.2.1.Формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому учебному предмету и сфере деятельности.
Социально мыслить, работать с историческими источниками и литературой, подготовить рефераты, доклады, сообщения.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками деятельности по отношению к информации в данной учебной дисциплине.
Приемами и методами исторического анализа.
Принципами практической социальной работы за рубежом и в России в различные исторические периоды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико - методологические основы социальной работы
1.1. Феномен социальной работы. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Основы социальной работы Практические 1 3 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Феномен социальной работы. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Особенности становления социальной работы как общественного феномена, профессии, науки: экскурс в историю . Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Становление социальной работы в России. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Особенности становления социальной работы как общественного феномена, профессии, науки: экскурс в историю . Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Теоретико-методологические основы социальной работы. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Истоки формирования теории и практики социальной работы Практические 1 1 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Теоретико-методологические основы социальной работы. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Клиент социальной работы Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Клиент социальной работы Сам. работа 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Взаимодействие социального работника и клиента Практические 1 1 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Профессиональная и непрофессиональная деятельность в социальной работе. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.14. Социальный работник как профессионал Сам. работа 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.15. Профессиональная и непрофессиональная деятельность в социальной работе. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.16. Семья как объект социальной работы. Сам. работа 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.17. Семья как объект социальной работы. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.18. Семья как объект социальной работы. Сам. работа 1 5 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.19. Группы риска как объект социальной работы. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.20. Социальная работа с группами риска Практические 1 1 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.21. Группы риска как объект социальной работы. Сам. работа 1 6 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.22. Социальная служба в теории и практике социальной работы. Сам. работа 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.23. Особенности организации социальной работы с некоторыми группами риска (на примере различных социальных служб). Сам. работа 1 1 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.24. Социальная служба в теории и практике социальной работы. Сам. работа 1 3 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.25. Состояние и перспективы развития социальной работы в России и регионе. Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.26. Актуальные проблемы социальной работы в современной России и Алтайском крае. Сам. работа 1 6 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.27. Состояние и перспективы развития социальной работы в России и регионе. Сам. работа 1 6 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.28. Экзамен 1 9 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Является ли социальная работа общественным явлением? Почему?
2. Выделите сходства и отличия становления социальной работы в России и за рубежом.
3. Дайте определения понятиям «меценатство», «благотворительность», «волонтерство».
4. Какую роль сыграли благотворительные организации в становлении социальной работы в России и за рубежом?
5. Является ли социальная работа научной теорией? Почему?
6. В чем специфика объекта теории социальной работы?
7. В чем специфика предмета теории социальной работы?
8. Выделите основания для классификации категорий теории социальной работы.
9. Назовите основные группы принципов теории социальной работы. Раскройте их содержание.
10. Определите специфику различных методов, используемых в социальной работе. Приведите примеры.
11. Раскройте сущность специфических методов теории социальной работы.
12. Дайте определение структурной социальной работе.
13. В чем специфика психосоциальной работы? Приведите примеры.
14. Каково место и значение непрофессиональной деятельности в социальной работе?
15. Назовите международные и национальные организации социальной работы.
16. Каково значение Кодекса этики социального работника? Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать социальный работник?
17. Выделите основания для классификации клиентов социальной работы?
18. Покажите взаимосвязь типов клиентов, специфики их проблем и методов разрешения этих проблем.
19. Дайте определение социальной сети.
20. Каковы основные проблемы современной семьи?
21. Каковы основные цели государственной семейной политики?
22. Дайте определение социальной политики.
23. Выделите основные пути взаимодействия социальной работы и социальной политики.
24. Что такое «группа риска»? Приведите примеры.
25. Выделите особенности социальной работы с:
 юными матерями;
 несовершеннолетними правонарушителями;
 лицами без определенного места жительства;
 ВИЧ-инфицированными людьми;
 осужденными и их семьями;
 женщинами;
 молодежью;
 мужчинами;
 детьми;
 пожилыми людьми;
 безработными;
 беженцами и перемещенным населением;
 детьми-сиротами;
 лицами, страдающими от наркотической зависимости, и их семьями;
 инвалидам.
26. Дайте определение понятию «социальная служба».
27. Выделите основания для классификации социальных служб. Приведите примеры.
28. Какие социальные службы действуют на территории Алтайского края?
29. Приведите примеры общих и специальных региональных социальных служб? Покажите их специфику на примерах.
30. Опишите региональную модель социальной защиты населения Алтайского края. В чем ее специфика?
31. Какие общественные организации действуют на территории Алтайского края?
32. Какие сферы практики социальной работы охватывает деятельность общественных организаций на территории Алтайского края?
33. Какие национальные и региональные программы и проекты в сфере социальной работы Вы знаете? Охарактеризуйте их.
34. Какие тенденции развития социальной работы в современном обществе Вы можете выделить?
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Безработные как объект социальной работы.
2. Военнослужащие и их семьи как объект социальной работы.
3. Дети с ограниченными возможностями и их семьи как объект социальной работы.
4. Дети-сироты как объект социальной работы.
5. Женщины как объект социальной работы.
6. Инвалиды как объект социальной работы.
7. Категории теории социальной работы. Основания для классификации.
8. Клиент социальной работы. Основания для классификации.
9. Лица, попавшие в сложную жизненную ситуацию, как объект социальной работы.
10. Малообеспеченные семьи как объект социальной работы.
11. Методы других социальных наук, используемые в социальной работе.
12. Методы теории социальной работы.
13. Многодетные семьи как объект социальной работы.
14. Модель системы социальной защиты населения Алтайского края.
15. Мужчины как объект социальной работы.
16. Национальные и региональные программы и проекты в области социальной работы. Национальные и международные организации социальной работы, их значение.
17. Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы.
18. Общенаучные методы в социальной работе.
19. Объект социальной работы как научной теории.
20. Основные личностные и профессиональные качества социальных работников. Кодекс этики социального работника.
21. Осужденные и их семьи как объект социальной работы.
22. Перемещенное население как объект социальной работы.
23. Пожилые люди как объект социальной работы.
24. Понятие «группы риска»: особенности социальной работы.
25. Понятие «социальная служба». Виды, основания для типологии.
26. Понятие социальной сети (плотность, структура, размер).
27. Предмет социальной работы как научной теории.
28. Профессиональная и непрофессиональная социальная работа: формы и значение.
29. Семья как объект социальной работы.
30. Социальная политика и социальная работа: основные направления взаимодействия.
31. Социальная работа как общественный феномен.
32. Социальная работа с семьей. Государственная семейная политика.
33. Субъект и объект практики социальной работы.
34. Участники локальных войн как объект социальной работы.
35. Функции социальной работы.
36. Особенности профессионального мышления в социономических профессиях: характеристики профессионального мышления социального работника.
37. Профессиональная и персональная информация в социальной работе: основания для дифференциации.
38. Совместимость человека и профессии: эссе «Я – социальный работник».
39. Синдромы эмоционального выгорания и хронической усталости в профессиях типа «человек - человек»: факторы психологического риска социального работника.
5.3. Фонд оценочных средств
см. ФОС в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы Издательство "Дашков и К", 2017 https://e.lanbook.com/book/93386#authors
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Трапезникова И. С. Администрирование в социальной работе: учебное пособие: Москва, Берлин: Директ-Медиа, , 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=429712&sr=1
Л2.2 Кузина И. Г. Теория социальной работы: учебное пособие: Москва: Проспект,, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443616&sr=1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ? Социальная работа как профессия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://extusur.net/content/4_socrabota/index.html
Э2 ? Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – 112 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socd.univ.kiev.ua/LIB/PUB/R/ROMM/index2.htm
Э3 ? Опыт работы служб субъектов Российской Федерации по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними и осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми, пострадавшими от жестокого обращения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fond-detyam.ru/?node=21&mode=Article&oid=2171&lang=ru
Э4 Курс в Moodle «Введение в профессию (социальную работу)» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1561
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.