МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01-ТБ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 43
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 43 43 43 43
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рецензент(ы):
д.х.н., доцент, Смагин В.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк С.А.,д.ф.-м.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Безносюк С.А.,д.ф.-м.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов фундаментальных знаний теоретических основ общей экологии, ее основных понятий и современных концепций, методов оценки воздействия объектов техносферы на окружающую среду, методов и способов рационального использования природных ресурсов и вторичных ресурсов, управления потоками отходов и применения экобиозащитных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
ОПК-1 способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности
ПК-17 способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы общей экологии;
- экологические проблемы окружающей среды;
- основы экологии человека;
- экологическое законодательство;
- основы рационального природопользования;
- глобальные экологические проблемы и способы защиты компонентов природной среды от промышленный загрязнений

3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать вредные и опасные факторы окружающей среды;
- делать некоторые расчёты по экологической оценке компонентов окружающей среды;
- обеспечивать индивидуальную экологическую безопасность;
- анализировать последствия техногенной деятельности для биосферы Земли.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования принципов охраны природы и рациональном природопользовании;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая экология
1.1. Предмет и задачи экологии Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Биосфера – живая оболочка Земли. Строение биосферы Лекции 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Важнейшие экологические факторы и адаптация к ним организмов Практические 2 2 ОК-7, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Важнейшие экологические факторы и адаптация к ним организмов Сам. работа 2 4 ОК-7, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Биогеохимические циклы наиболее важных для жизни организмов биогенных веществ Лекции 2 2 ОК-7, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Среда и экологические факторы среды Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Технологические революции Практические 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Технологические революции Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Антропогенные воздействия на биосферу Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Влияние энергетики и транспорта на окружающую среду Практические 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Влияние энергетики и транспорта на окружающую среду Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Основные источники и последствия загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Загрязнение атмосферы и гидросферы Практические 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Загрязнение атмосферы и гидросферы Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Нормирование качества окружающей среды Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Переработка отходов. Мониторинг окружающей среды Практические 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Переработка отходов. Мониторинг окружающей среды Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Нормирование воздействия на окружающую среду Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Экологические проблемы РФ. Глобальные экологические проблемы Практические 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Экологические проблемы РФ. Глобальные экологические проблемы Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Основы экологического права, профессиональная ответственность Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.22. Природоохранная деятельность Практические 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.23. Природоохранная деятельность Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.24. Международное сотрудничество в области окружающей среды Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.25. Международное сотрудничество в области окружающей среды Практические 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.26. Международное сотрудничество в области окружающей среды Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.27. Подготовка к экзамену Сам. работа 2 15 ОК-7, ОПК-1, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.С. Степановских Общая экология : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118337
Л1.2 под ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко Экология : учебник М. : Логос, 2013 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233716
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.П. Иванов, О.В. Васильева Основы экологии : СПб. : СпецЛит, 2010 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104917
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Не используются
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.