МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История социальной работы в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История социальной работы в России

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г. №8

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2012-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – способствовать формированию у студентов научно обоснованных, подкрепленных фактами представлений о прошлом и настоящем социальной работы во всем ее многообразии в России в целом, в отдельных ее регионах.

Задачи курса:
Способствовать формированию социального мышления студентов;
- Ознакомить студентов с накопленным в разных странах за много веков опытом социальной организации государства и общества, государственной системой управления социальными процессами, формами, методами и технологиями социальной работы, а также особенностями общественного призрения и обеспечения различных категорий населения в дореволюционной России, в период войн, революционных потрясений, в советское время и после краха СССР;
Дать студентам знания о региональных особенностях зарождения и формирования общественного призрения в Алтайском крае;
Способствовать применению студентами теоретических знаний на практике, а так же развитию у них способности к критической оценке собственных знаний и умений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью к постановке и обоснованию цели в процессе реализации профессиональной деятельности и выбору ее достижению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О систематическом обзоре процесса зарождения, становления основных этапов развития, долговременно действовавших факторов системы государственной, церковной, общественной и частной благотворительности и социального призрения в России IX – XX вв.
Опыт социальной организации государства и общества, государственной системы управления социальными процессами, формами, методами и технологиями социальной работы в России за много веков.

Особенности общественного призрения и обеспечения различных категорий населения в дореволюционной России, в период войн, революционных потрясений, в советское время и после краха СССР.
Региональные особенности зарождения и формирования общественного призрения в Алтайском крае.
3.2.Уметь:
3.2.1.Формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому учебному предмету и сфере деятельности.
Социально мыслить, работать с историческими источниками и литературой, подготовить рефераты, доклады, сообщения.
Осмыслить и выделить важнейшие проблемы истории социальной работы.
Показать возможности применения исторического опыта социальной работы в различных сферах практики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками деятельности по отношению к информации в данной учебной дисциплине.
Приемами и методами исторического анализа.
Принципами практической социальной работы в России в различные исторические периоды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этапы, формы и модели становления истории социальной работы в различные периоды развития человечества
1.1. Формирование основных периодов общественного призрения в России Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Российское милосердие: корни и традиции Практические 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Формирование основных периодов общественного призрения в России Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Формирование государственной системы социального призрения Практические 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Тенденции развития социального призрения и благотворительности в X – XVIII веках Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Тенденции развития социального призрения и благотворительности в X – XVIII веках Сам. работа 2 12 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Государственно-общественная благотворительность в России во второй половине XVIII – первой половине XIX веках Сам. работа 2 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Новые подходы к организации общественного призрения и благотворительности в России во второй половине XVIII – первой половине XIX веках Практические 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Государственно-общественная благотворительность в России во второй половине XVIII – первой половине XIX веках Сам. работа 2 12 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Реформы 1860-1880-х годов XIX в. и реорганизация управления социальной сферой и совершенствования сети благотворительных организаций, учреждений и обществ Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.11. Система частной благотворительной деятельности, ее формирование и роль в истории социальной работы в России Практические 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.12. Реформы 1860-1880-х годов XIX в. и реорганизация управления социальной сферой и совершенствования сети благотворительных организаций, учреждений и обществ Сам. работа 2 12 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.13. Земская и городская реформы: стратегия и тактика социальной работы органов местного самоуправления Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.14. Хозяйственно-организационная деятельность городских управ и земств в России Практические 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.15. Земская и городская реформы: стратегия и тактика социальной работы органов местного самоуправления Сам. работа 2 8 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.16. История общественного призрения на Алтае (начало XIX – XX веков) Сам. работа 2 3 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.17. Особенности становления социальной благотворительности в Алтайском крае Практические 2 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.18. История общественного призрения на Алтае (начало XIX – XX веков) Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.19. Практика социальной работы в советский период и в современных условиях Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.20. Социальная политика и социальная работа в советский период в России Практические 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.21. Практика социальной работы в советский период и в современных условиях Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.22. Экзамен 2 9 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Благотворительные общества в дореволюционной России (на примере одного из них).
2. Большевистская доктрина воспитания детей: ее достоинства и просчеты.
3. Городская реформа 1870 г. и социальная работа.
4. Городское самоуправление в социальной сфере.
5. Детство и сиротство: объект попечения государства в XVIII веке.
6. Деятельность системы социальной защиты населения в Алтайском крае на современном этапе.
7. Земская реформа 1864 г. и социальная сфера.
8. Знаменитые женщины России, их вклад в благотворительную деятельность.
9. История общественного призрения в Алтайском крае.
10. Отношение к нищенству на Руси в различные исторические периоды.
11. Педагогические идеи И.И. Бецкого и призрение «закрытого типа» в России.
12. Петр I: реформирование социальной политики.
13. Понятийный аппарат, периодизация курса «История социальной работы в России».
14. Детская благотворительность в условиях тоталитарного режима.
15. Преступность несовершеннолетних: опыт решения проблем.
16. Просветительская альтернатива организации и осуществления социальной защиты и поддержки населения: декабристы.
17. Профессиональная подготовка подростков: опыт решения проблем.
18. Роль Алтайского купечества в становлении социальной благотворительности в Алтайском крае.
19. Российская система детского призрения (на рубеже XIX–XX вв.)
20. Российский опыт помощи беженцам и переселенцам.
21. Российское земское движение и социальная помощь сельскому населению
(1860-е гг. XIX в. – 1917 г.).
22. Русь милосердная в допетровскую эпоху: «нищелюбие», монастырское призрение, великокняжеская, царская и частная благотворительность.
23. Развитие системы государственного призрения в России в XVIII в.
24. Социальная поддержка неимущего студенчества: опыт решения проблем.
25. Социальная помощь и поддержка населения в России в 1990-х гг.
26. Феномен частной благотворительности и меценатства в России (на примере отдельных лиц или династий).
27. Формирование и развитие системы управления социальной сферой в Советской России (1917 – конец 1920-х гг.).
28. Формирование основ системы социального обеспечения населения (конец 1920-х – 1930-х гг.).
29. Эльберфельдская система призрения и российский опыт: сравнительный анализ.
30. Эволюция социального строя и изменение характера благотворительности в России(X-первой половина XYIII вв.).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Формирование новой системы социальной помощи в первые годы советской власти (1918-1920 гг.).
2. Особенности организации социальной защиты нуждающихся в условиях НЭПа.
3. Государственное социальное обеспечение: позитивные и негативные элементы.
4. Традиции взаимопомощи в христианской среде.
5. Основные формы общественного призрения в сельской общине.
6. Роль церкви в период оформления государственного призрения в России.
7. Земская реформа и ее значение для развития социального призрения в России.
8. Основные направления и результаты социальной деятельности земских, губернских и уездных органов.
9. Благотворительная деятельность Императорской семьи.
10. Благотворительные организации в начале XX века: негативные и позитивные тенденции их формирование и существования.
11. Особенности монастырско-церковных форм призрения.
12. Христианство и благотворительность в Древнерусском государстве: их взаимовлияние.
13. Роль Алтайского купечества в становлении социальной благотворительности на Алтае.
14. Отношение к нищенству на Руси в различные исторические периоды.
15. Благотворительные общества и учреждения в Алтайском крае в конце XIX-XX веков.
16. Феномен частной благотворительности и меценатства в России (на примере отдельных лиц и династий).
17. Социальная помощь и поддержка населения в России в 1990-х гг.
18. Система детского призрения в России (на рубеже XIX-XX вв.).
19. Основные периоды формирования системы благотворительности в России.
20. Первый период призрения на Руси.
21. Второй период призрения на Руси.
22. Третий период призрения на Руси.
23. Государственное и частное призрение в России: их взаимодействие.
24. Хозяйственная роль земств в России.
25. Экономическая и юридическая деятельность земств.
26. Хозяйственно-организационная деятельность городских управ.
27. Ведомства учреждений императрицы Марии.
28. "Человеколюбивое общество"- его устав, основные принципы работы.
29. Специфика работы российского общества Красного Креста.
30. Благотворительная деятельность известных купцов меценатов.
31. Просветительская деятельность известных меценатов Москвы, Петербурга и других городов.
32. Ф.П.Гааз и его подвижническая благотворительная деятельность.
33. Большевистская доктрина воспитания детей: ее достоинства и просчеты.
34. Попытки возрождения детской благотворительности в условиях тоталитарного режима.
35. Роль Петра I в организации государственного призрения в России.
36. Переселенцы и беженцы в XIX-XX вв.: опыт решения проблемы.
37. Социальная помощь инвалидам (по периодам, типам учреждений).
38. Социальное призрение престарелых (по периодам, типам учреждений).
39. Реформы XVIII-XIX вв. и детская благотворительность.
40. Специфика российской системы детского призрения на рубеже XIX-XX вв.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Овчинников В.А.. История социальной работы в России (с древнейших времен до начала ХХ в.): учебное пособие: Кемерово, , 2010. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зиновьева В. И. История социальной работы : курс лекций: учебное пособие: Томск: ТУСУР, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Катцина Т.А., Долидович О.М., Седельников В.Г. Социальное попечение в Сибири (XIX – начала XX в.) в документах и материалах: учебное пособие: Красноярск: Сибирский федеральный университет, , 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Автор/создатель: Лозовская Е. Г., Новак Е. С., Краснова В.Г. window.edu.ru
Э2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИСТОРИИ РОССИИ geolike.ru
Э3 Г. А. Кудрявцева История социальной работы в России. Хрестоматия www.litmir.me
Э4 Курс в Moodle «История социальной работы в России» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
проектор, переносной экран, ноутбук
MS Office; Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Итоговый контроль.
Для подготовки экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.