МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление социальным развитием персонала

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильОрганизация и управление в социальной работе
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_04_02_ОиУ-23-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 201
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 201 201 201 201
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Управление социальным развитием персонала

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №369)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент С.Г. Чудова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент С.Г. Чудова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов представлений об особенностях социальной сферы организации как объекта и предмета управления;
- освоение отечественного и зарубежного опыта управления социальным развитием организации;
- овладение методами управления социальным развитием организации;
- овладение студентами навыками определения стратегии и приоритетов социального развития на уровне предприятия, а также социальной деятельности бизнеса на уровне муниципального образования или региона, и построения на этой основе программ корпоративной социальной политики;
- овладение студентами методами управления социальным развитием организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью к организационно-управленческой работе в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан, прогнозированию результатов принимаемых организационно-управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- сущность и содержание, принципы механизмы и этапы формирования социальной политики организации;
- основные элементы и значение социальной среды организации, факторы на нее влияющие;
- прогрессивный опыт разработки социальной политики организации с учетом стратегии управления персоналом.
3.2.Уметь:
3.2.1.- определить основные приоритеты и направления социального развития организации, исходя из стратегических направлений социальной политики государства;
- выявлять и интерпретировать наиболее острые социально-трудовые проблемы организации, находить пути их решения;
- использовать современные технологии социальной работы с персоналом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- анализа и диагностики социальной сферы организации;
- определения стратегии и приоритетов социального развития на уровне предприятия;
- участия в составлении и реализации социальных планов и программ развития персонала.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология, принципы и методы управления персоналом
1.1. Теоретико-методологические основы управления персоналом организации. Построение системы обучения и развития персонала современной организации Лекции 2 1 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.2. Теоретико-методологические основы управления персоналом организации. Построение системы обучения и развития персонала современной организации Практические 2 1 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.3. Теоретико-методологические основы управления персоналом организации.Построение системы обучения и развития персонала современной организации Сам. работа 2 40 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.4. Социальная среда организации как объект и предмет управления Сам. работа 2 10 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.5. Социальная среда организации как объект и предмет управления Практические 2 1 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.6. Социальная среда организации как объект и предмет управления Сам. работа 2 40 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.7. Эволюция управления социальным развитием организации Лекции 2 0 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.8. Эволюция управления социальным развитием организации Практические 2 0 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.9. Эволюция управления социальным развитием организации Сам. работа 2 41 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.10. Организационно-методические аспекты управления социальным развитием организации Лекции 2 0 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.11. Организационно-методические аспекты управления социальным развитием организации Практические 2 0 ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.12. Организационно-методические аспекты управления социальным развитием организации Сам. работа 2 40 ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Применение компетенций в сфере управления персоналом
2.1. Социальная инфраструктура и прозводственная среда организации как объект управления Лекции 2 1 ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.2. Социальная инфраструктура и прозводственная среда организации как объект управления Практические 2 1 ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.3. Социальная инфраструктура и прозводственная среда организации как объект управления Сам. работа 2 10 ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.4. Решение прикладных задач организационного развития в соответствии с моделью «Спиральная динамика» Лекции 2 0 ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.5. Оценка, мотивация, обучение персонала на основе компетенций Практические 2 1 ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.6. Оценка, мотивация, обучение персонала на основе компетенций Сам. работа 2 10 ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.7. Планирование социального развития персонала Лекции 2 0 ПК-4 Л1.1
2.8. Планирование социального развития персонала Практические 2 0 ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.9. Технологии комплексной оценки и использования человеческих ресурсов в процессе профотбора и управления персоналом Сам. работа 2 10 ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.10. Экзамен 2 9 ПК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Сущность и содержание социальной политики.
2. Основные задачи и направления социальной политики в РФ в современных условиях.
3. Основные элементы и значение социальной среды организации.
4. Цели, объект, задачи управления социальным развитием организации.
5. Отечественный опыт управления социальным развитием организации.
6. Опыт зарубежных стран в управлении социальным развитием организации.
7. Социальная служба в структуре управления организацией: значение, функции.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Социальная организация в системе управления.
Организационная культура.
Социальный контроль и эффективность управления.
Методы организационного воздействия управления персоналом.
Методы распорядительного воздействия в управлении персоналом.
Социально-психологические методы управления персоналом.
Система государственных органов управления трудовыми ресурсами: федеральный и региональный уровни.
Кадровая политика: сущность, содержание.
Основные элементы и виды кадровой политики.
Стратегия организации: виды, цели, факторы формирования, критерии оценки.
Элементы стратегии управления персоналом.
Сущность внутрифирменного планирования (в что числе кадрового), его особенности.
Задачи кадрового планирования.
Сущность содержание, этапы, показатели кадрового планирования.
Уровни кадрового планирования, специфика каждого из них.
Задачи и этапы процесса кадрового контроля.
Кадровый контроллинг: цели, задачи.
Стратегия самообеспечения: характеристика, особенности применения.
Стратегия импорта: характеристика, особенности применения.
Договорная стратегия: характеристика, особенности применения.
Арендная стратегия: характеристика, особенности применения.
Телекомьпютинг: характеристика, особенности применения.
Аутсорсинг: характеристика, особенности применения.
Теоретические обоснования для выработки концепции управления персоналом организации (предприятия).
Система управления персоналом организации и ее организационная структура.
Правовое и нормативно-методическое обеспечение деятельности подсистемы управления персоналом.
Основные технологии кадрового менеджмента и их сущность.
Возможности для работы в команде (проекте), существующие на каждом уровне спирали.
Правила взаимодействия руководителя (лидера) с подчиненными (последователями) на каждом уровне развития организации.
Принципы профессиональной психодиагностики.
Разработка должностных инструкций и выбор способов управления с учетом индивидуальных особенностей работников.
Способы изложения и обсуждения диагностических результатов.
Стандарты должностей на основе профессиональной или корпоративной модели компетенций.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Фос в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник М.: Дашков и Ко Дашков и К, 2022 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Фонд «Институт экономики города». Библиотека лучшей практики в области социального партнерства и корпоративной ответственности www.urbaneconomics.ru
Э2 Российская премия «За лучший отчет в области устойчивого развития»: www.sustainabilityreport.ru
Э3 Курс в Moodle «Управление социальным развитием персонала» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.

Итоговый контроль.
Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.