МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современный культурный контекст медиакоммуникаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рецензент(ы):
к.и.н., ст. преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Современный культурный контекст медиакоммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.определение роли и места культуры в современном обществе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-3 Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю и теорию развития культурологического знания, отличительные черты различных культурных сообществ
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать роль социального, экономического и духовного развития общества на развитие культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком подготовки материалов по истории развития культуры с использованием оценочных суждений, через призму философского мировоззрения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология и методы культурологических исследований
1.1. Основные методологические подходы к анализу культурных явлений и процессов. Концепция исторического прогресса Лекции 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные культурологические школы. Теории культуры Практические 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Основные культурологические школы. Теории культуры Сам. работа 3 8 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные понятия культурологии
2.1. Понимание культуры в современном социогуманитарном знании, основные подходы: субстратный и атрибутивный, структурный и функциональный, результативный и процессуальный. Культурогенез, его факторы и основные этапы Лекции 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Греко-римский период в истории культура Практические 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Культурология как научная дисциплина Сам. работа 3 8 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Культура возрождения Практические 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Культура и цивилизация Сам. работа 3 6 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Европейская культура XIX в. Практические 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Язык культуры Сам. работа 3 8 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Искусство древней Руси Практические 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Типология культуры Сам. работа 3 8 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Культура как система: элементы, структура и функции культуры
3.1. Культура как система, ее взаимоотношения с другими системами – природой, обществом, сферой духовности. Морфология культуры. Лекции 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Русская культура второй половины XIII – первой четверти XVIII в. Практические 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Социальные институты культуры Сам. работа 3 10 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Культурная картина мира. Культура и мифы Лекции 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Развитие культуры в Российской империи Практические 3 4 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Искусство как феномен культуры Сам. работа 3 8 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Наука в контексте культуры Лекции 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Культура советской эпохи Практические 3 4 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Техника как социокультурное явление Сам. работа 3 8 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Культура и религия Сам. работа 3 8 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Типология культур. Восток, Запад, Россия
4.1. Типология культур. Восток, Запад, Россия Лекции 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Культура в природном и социальном пространстве. Культура и личность
5.1. Культура и природа. Основные этапы и модели взаимодействия культур и природной среды, типы адаптации этнокультурных общностей к окружающей среде. Лекции 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Культура и глобальные проблемы современности
6.1. Основные тенденции развития современной культуры. Модели социокультурной динамики современности. Характерные черты культуры индустриализма. Культурное разнообразие в современном мире и многоликость процессов глобализации культуры. Лекции 3 2 УК-5, ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает темы практических занятий, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иконникова С.Н. Культурология в 2 ч. Теоретическая культурология : учебник для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 В. Ф. Горохов Культурология : учебник и практикум для академического бакалавриата — М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под редакцией: Большаков В.П., Иконникова С.Н. История культуры повседневности: учебное пособие: Москва: Проспект, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Касьянов, В. В. История культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека по культурологии www.vusnet.ru
Э2 Культура и культурология http://www.lib.ru/CULTURE - Lib.Ru
Э3 Полнотекстовая библиотека по КУЛЬТУРОЛОГИИ lib.pomorsu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
При подготовке к зачету по дисциплине студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).