Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.05. Медиакоммуникации |
Профиль | Цифровая культура и медийное производство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_05_Медиа-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | определение роли и места культуры в современном обществе |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
ОПК-3 | Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | историю и теорию развития культурологического знания, отличительные черты различных культурных сообществ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | оценивать роль социального, экономического и духовного развития общества на развитие культуры |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком подготовки материалов по истории развития культуры с использованием оценочных суждений, через призму философского мировоззрения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методология и методы культурологических исследований | ||||||
1.1. | Основные методологические подходы к анализу культурных явлений и процессов. Концепция исторического прогресса | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Основные культурологические школы. Теории культуры | Практические | 3 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Основные культурологические школы. Теории культуры | Сам. работа | 3 | 8 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Основные понятия культурологии | ||||||
2.1. | Понимание культуры в современном социогуманитарном знании, основные подходы: субстратный и атрибутивный, структурный и функциональный, результативный и процессуальный. Культурогенез, его факторы и основные этапы | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Греко-римский период в истории культура | Практические | 3 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Культурология как научная дисциплина | Сам. работа | 3 | 8 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Культура возрождения | Практические | 3 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Культура и цивилизация | Сам. работа | 3 | 6 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Европейская культура XIX в. | Практические | 3 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Язык культуры | Сам. работа | 3 | 8 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Искусство древней Руси | Практические | 3 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Типология культуры | Сам. работа | 3 | 8 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Культура как система: элементы, структура и функции культуры | ||||||
3.1. | Культура как система, ее взаимоотношения с другими системами – природой, обществом, сферой духовности. Морфология культуры. | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Русская культура второй половины XIII – первой четверти XVIII в. | Практические | 3 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Социальные институты культуры | Сам. работа | 3 | 10 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Культурная картина мира. Культура и мифы | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Развитие культуры в Российской империи | Практические | 3 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Искусство как феномен культуры | Сам. работа | 3 | 8 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Наука в контексте культуры | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Культура советской эпохи | Практические | 3 | 4 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.9. | Техника как социокультурное явление | Сам. работа | 3 | 8 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.10. | Культура и религия | Сам. работа | 3 | 8 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Типология культур. Восток, Запад, Россия | ||||||
4.1. | Типология культур. Восток, Запад, Россия | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Культура в природном и социальном пространстве. Культура и личность | ||||||
5.1. | Культура и природа. Основные этапы и модели взаимодействия культур и природной среды, типы адаптации этнокультурных общностей к окружающей среде. | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Культура и глобальные проблемы современности | ||||||
6.1. | Основные тенденции развития современной культуры. Модели социокультурной динамики современности. Характерные черты культуры индустриализма. Культурное разнообразие в современном мире и многоликость процессов глобализации культуры. | Лекции | 3 | 2 | УК-5, ОПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает темы практических занятий, вопросы к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Иконникова С.Н. | Культурология в 2 ч. Теоретическая культурология : учебник для академического бакалавриата : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | В. Ф. Горохов | Культурология : учебник и практикум для академического бакалавриата | — М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под редакцией: Большаков В.П., Иконникова С.Н. | История культуры повседневности: учебное пособие: | Москва: Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Касьянов, В. В. | История культуры: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека по культурологии | www.vusnet.ru | ||
Э2 | Культура и культурология | http://www.lib.ru/CULTURE - Lib.Ru | ||
Э3 | Полнотекстовая библиотека по КУЛЬТУРОЛОГИИ | lib.pomorsu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет. Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов. При подготовке к зачету по дисциплине студенту следует: 1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников. 2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины. 3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя. 4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего. 5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.). |