МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История социальной работы за рубежом
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История социальной работы за рубежом

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
Формирование научно обоснованных, подкрепленных фактами представлений об историческом развитии социальной работы за рубежом, особенностях её становления и развития в разных странах.
Задачи:
- изучить общественные, церковные, частные, государственные практики социальной помощи и поддержки наиболее уязвимых слоев населения в разные исторические периоды за рубежом;
- сформировать представление об основных тенденциях, ценностях социальной помощи и поддержки наиболее уязвимых слоев населения в разные исторические периоды за рубежом;
- изучить основные этапы профессионализации социальной работы за рубежом;
- научить на основе исторического анализа оценивать современные тенденции развития теории и практики социальной работы, ее формы и модели.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью к постановке и обоснованию цели в процессе реализации профессиональной деятельности и выбору ее достижению
ПК-10: способностью к осуществлению мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия курса, исторические периоды развития благотворительности и социальной работы за рубежом;
основные практики социальной помощи и поддержки наиболее уязвимых слоев населения в разные исторические периоды за рубежом
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять объекты, субъекты, основные формы и ценности социальной помощи и поддержки в разные исторические периоды за рубежом;
анализировать исторические практики поддержки и защиты наиболее уязвимых слоев населения в разные исторические периоды за рубежом на основе выявления глобальных, национальных и региональных особенностей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сравнительного анализа основных практик социальной помощи и поддержки в разные исторические периоды за рубежом
навыками выявления сочетания глобального, национального и регионального в развитии практик социальной помощи и поддержки наиболее уязвимых слоев населения в разные исторические периоды за рубежом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные этапы историия социальной работы за рубежом
1.1. Введение в курс «История социальной работы за рубежом» Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в курс «История социальной работы за рубежом» Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
1.3. Архаический период благотворительности. Филантропический период благотворительности Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
1.4. Период церковной благотворительности Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Европейское Средневековье: помощь нуждающимся Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Европейское Средневековье: практики призрения Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1
1.7. Европа в период Нового времени: государственные и общественные практики призрения Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Идеи солидарности и социальной благотворительности в Новое время в Западной Европе и США Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1
1.9. Донаучный этап развития теории филантропии и милосердия в Западной Европе и США Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1
1.10. Период государственной и общественной благотворительности Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
1.11. Государственные и общественные практики призрения в 18 –19 веках Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.12. Период государственной и общественной благотворительности в США Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
1.13. Государственные и общественные практики призрения в 18 –20 веках: опыт США Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1
1.14. Период социальной работы: начало 20 в. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.15. Институционализация социальной работы на рубеже 19 – 20 веков Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кононова Т. Б. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/D9DABDCB-89EF-46A8-9511-F5E7864D87C8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холостова Е. И. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A972E0A2-C8F4-427C-865C-A458F3570CD2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - http://www.socialwork.ru/ (Факультет социологии и социальной работы Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского)
Э2 - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ (Библиотека Гумер)
Э3 - http://www.koob.ru/ (Куб — электронная библиотека)
Э4 - http://www.ecsocman.edu.ru/jssa/ (Журнал социологии и социальной антропологии)
Э5 - http://www.ecsocman.edu.ru/socis/ (СОЦИС)
Э6 - http://socioline.ru/ (Социология по-новому)
Э7 - http://www.i-u.ru/biblio/ (Русский гуманитарный интернет-университет)
Э8 - http://www.gorod.org.ru/cntnt/club/nbiblioteka.html (Социологический клуб Город)
Э9 - http://www.ecsocman.edu.ru/ (Альманах соц. исследований)
Э10 - http://www.socpolitika.ru/ (Исследования социальной политики)
Э11 - http://socpolicy.ru/ (Центр социальной политики и гендерных исследований)
Э12 Курс в Moodle «История социальной работы за рубежом» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2593
6.3. Перечень программного обеспечения
средства MS Office (Word, Excel, PowerPoint)
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.).
Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала.
3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия.
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии).
На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте рассмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса.