МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кризисология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Кризисология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение студентами как теоретическими знаниями в области терапии кризисных состояний, так и практическими навыками применения технологии кризисного вмешательства с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов.
Задачи дисциплины:
-изучить теоретические основы концепции переживания кризиса и применения технологии кризисного вмешательства;
-сформировать представление о возможностях применения и основных техниках реализации технологии кризисного вмешательства;
-сформировать представления об основных тенденциях и проблемах развития социальной работы в кризисных ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные подходы к пониманию природы кризисного состояния и сущности технологии кризисного вмешательства
специфику кризисной терапии при работе с разными категориями клиентов социальной работы;
систему учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги человеку, его семье в состоянии кризиса
3.2.Уметь:
3.2.1.исследовать личностные и социальные ресурсы клиента социальной работы;
определять меры по предотвращению развития кризисных состояний
анализировать возможности и проблемы развития социальной работы в кризисных ситуациях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками психосоциальной оценки кризисной ситуации
навыками разработки и оценки плана кризисного вмешательства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретический анализ кризисной концепции.
1.1. Ведение в курс. Становление концепции переживания кризисом и применения технологии кризисного вмешательства. Лекции 5 2 ПК-3 Л1.1
1.2. Основные этапы развития кризисной концепции в ХХ в. Практические 5 1 ПК-3 Л1.1
1.3. Теоретические основы возникновения и развития кризисной концепции в структуре теории и практики социальной работы. Сам. работа 5 12 ПК-3 Л1.1
1.4. Анализ понятий «стресс», «болезнь», «кризис». Практические 5 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Соотношение понятий «стресс», «болезнь», «кризис». Сам. работа 5 12 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Кризис-интервентная модель практики социальной работы.
2.6. Модель переживания и управления кризисом как основа кризисной концепции теории социальной работы. Лекции 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.7. Анализ основных блоков кризисной парадигмы. Практические 5 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.8. Модель переживания и управления кризисом как основа кризисной концепции теории социальной работы. Сам. работа 5 14 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.9. Технологии помощи людям, переживающим кризис: сходства и различия. Практические 5 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.10. Основные терапевтические подходы к оказанию помощи людям, находящимся в состоянии кризиса. Сам. работа 5 15 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.11. Кризисная концепция как основа кризисинтервентной модели практики социальной работы. Лекции 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.12. Процесс управления кризисом: психосоциальная оценка. Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.13. Кризисинтервентная модель практики социальной работы. Психосоциальная оценка кризиса. Сам. работа 5 16 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.14. Процесс управления кризисом: разработка и реализация плана вмешательства, последующая поддержка. Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.15. Кризисинтервентная модель практики социальной работы. Разработка и реализация плана вмешательства. Сам. работа 5 16 ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС_КризисЭ_ПК3.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Психология кризисных и экстремальных ситуаций: индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм: учебник: Санкт-Петербургский государственный университет, 2016 http://znanium.com/catalog/product/940991
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь: Санкт-Петербургский государственный университет, 2013 https://e.lanbook.com/book/94706#book_name
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Кризисология» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2555
6.3. Перечень программного обеспечения
средства MS Office (Word, Excel, PowerPoint)
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения, практические задания.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.).
Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия.
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии).
На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте рассмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Для успешного прохождения курса необходимо данные вопросы изучать самостоятельно.