МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методологические основы социальной реабилитации
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 119
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 119 119 119 119
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., доцент кафедры социальной работы, Мазайлова Т.А.;старший преподаватель кафедры социальной работы, Е.А. Скорлупина

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент , Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Методологические основы социальной реабилитации

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.Г.Чудова, к.с.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой С.Г.Чудова, к.с.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представления о значении реабилитации населения для общества;
изучение методологических основ социальной реабилитации населения;
освоение сущности содержания основных видов социально-реабилитационных технологии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить жизнедеятельность граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические основы социальной реабилитации граждан, ситуации, условия, обстоятельства, которые могут являться причиной ухудшения жизнедеятельности как отдельного человека, так и социальной группы; средства и методики выявленя индивидуальных потбребностей гражданина, принципы и структуру индивидуальной программы предоставления социальных услуг
3.2.Уметь:
3.2.1.выделить основания для предоствления социальных услгу, аргументировнно поставить социальный диагноз и разработать базовые блоки индивидуальной программы, предложить траекторию по реабилитации граждан учетом специфики личной ситуации и социальной инфраструктуры в регионе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.набором инструментов социальной диагностики, навыком разработки проекта программы реабилитации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы технологий социальной реабилитации
1.1. История развития и становления реабилитациионной деятельности, понятие "социальная реабилитация" Лекции 3 0 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. История развития и становления социально- реабилитационной деятельности, понятие "социальная реабилитация" Практические 3 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. История развития и становления социально-реабилитационной деятельности, понятие "социальная реабилитация" Сам. работа 3 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Теоретико-методологические основы социальной реабилитации граждан: цели, задачи, принципы, направления Лекции 3 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.5. Теоретико-методологические основы социальной реабилитации граждан: цели, задачи, принципы, направления Практические 3 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.6. Теоретико-методологические основы социальной реабилитации граждан: цели, задачи, принципы, направления Сам. работа 3 14 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.7. Понятие технологий социальной работы: понятие, виды, сущность Лекции 3 0 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.8. Понятие технологий социальной работы: понятие, виды, сущность Практические 3 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.9. Понятие технологий социальной работы: понятие, виды, сущность Сам. работа 3 14 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.10. Реабилитационное пространство, целевые группы реабилитации, объекты и субъекты, методы реабилитационной деятельности Лекции 3 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.11. Реабилитационное пространство, целевые группы реабилитации, объекты и субъекты, методы реабилитационной деятельности Практические 3 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.12. Реабилитационное пространство, целевые группы реабилитации, объекты и субъекты, методы реабилитационной деятельности Сам. работа 3 14 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.13. Социальная ситуация гражданина как основа разработки программы реабилитации Лекции 3 0 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.14. Социальная ситуация гражданина как основа разработки программы реабилитации Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.15. Социальная ситуация гражданина как основа разработки программы реабилитации Сам. работа 3 13 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Раздел 2.Социальная реабилитация различных групп населения
2.16. Социально-трудовая, профессиональная реабилитация различных групп населения Лекции 3 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.17. Социально-трудовая, профессиональная реабилитация различных групп населения Практические 3 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.18. Социально-трудовая, профессиональная реабилитация различных групп населения Сам. работа 3 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.19. Социально-медицинская реабилитация различных групп населения Лекции 3 0 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.20. Социально-медицинская реабилитация различных групп населения Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.21. Социально-медицинская реабилитация различных групп населения Сам. работа 3 12 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.22. Социально-культурная и социально-педагогическая реабилитация различных групп населения Лекции 3 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.23. Социально-культурная и социально-педагогическая реабилитация различных групп населения Практические 3 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.24. Социально-культурная и социально-педагогическая реабилитация различных групп населения Сам. работа 3 14 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.25. Социально-психологическая реабилитация населения. Креативные технологии реабилитации различных групп населения Лекции 3 0 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.26. Социально-психологическая реабилитация населения. Креативные технологии реабилитации различных групп населения Практические 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.27. Социально-психологическая реабилитация населения. Креативные технологии реабилитации различных групп населения Сам. работа 3 14 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Социальная реабилитация как технология социальной работы.
2. Социальная реабилитация: цели, задачи, принципы
3. Объекты социально-реабилитационной деятельности
4. Функции социальной реабилитации
5. Взаимодействие специалиста по социальной работе с другими специалистами в процессе социальной реабилитации
6. Исторические предпосылки развития и становления социальной реабилитации как технологии помощи клиенту
7. Групповые и индивидуальные формы социальной реабилитации
8. Программа реабилитации: сущность, особенности разработки
9. Взаимосвязь социальной реабилитации и социальной диагностики
10. Взаимосвязь социальной реабилитации и профилактики
11. Взаимосвязь социальной реабилитации и социальной адаптации
12. Взаимосвязь социальной реабилитации и социальной терапии
13. Взаимосвязь социальной реабилитации и социальной экспертизы
14. Социально-культурная реабилитация: сущность, цели, задачи
15. Социально-бытовая реабилитация: сущность, цели, задачи
16. Социально-медицинская реабилитация: сущность, цели, задачи
17. Социально-психологическая реабилитация: сущность, цели, задачи
18. Субъекты социальной реабилитации
19. Реабилитационное пространство: понятие и роль в процессе реабилитации
20. Реабилитационный прогноз
21. Реабилитационный потенциал
22. Индивидуальная реабилитация: сущность, особенности применения
23. Групповая реабилитация: сущность, особенности применения
24. Креативные технологии реабилитации: сущность, специфика использования
25. Методы игровой терапии
26. Сказкотерапия: сущность, специфика применения
27. Танцетерапия: сущность, специфика применения.
28. Гарденотеряпи: сущность, специфика применения
29. Музыкотерапия: сущность, специфика применения
30. Технологи арт-терапии в работе с клиентами
31. Тестоплатика: сущность, особенности использования
32. Изо - технологии: сущность, цель, особенности применения
33. Характеристики основных субъектов социальной реабилитации
34. Медико-социальная экспертиза в социальной реабилитации человека
35. Профессиональная и трудовая реабилитация
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Методол_осн_СР_ПК1.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Оганян, К. М. Социальные технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/A117A696-BC96-4621-8BCF-E2CFE8D2A622.
Л1.2 Под общей редакцией: Валеева Н.Ш. Адаптация и реабилитация в социальной работе: учебное пособие: Казань: КНИТУ, 2011, https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=258376&sr=1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.И. Холостова, Л.И. Кононова. Технология социальной работы : учебник для бакалавров М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Лань "http://e.lanbook.com/, 2019 www.biblio-online.ru/book/7776AC04-8E1A-4EFD-B63D-B60604EC6BF3.
Л2.2 Комплексная реабилитация больных и инвалидов : рабочая тетрадь для практических занятий: учебно-методическое пособие: Издательство «Флинта», 2017 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=482651&sr=1
Л2.3 Хорошилова Л. С. Социальная реабилитация: курс лекций: Кемеровский государственный университет, 2014 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=278893&sr=1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Главалтайсоцзащита. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.aksp.ru/docs/]
Э2 РУТВ.Золото нации. [Режим доступа:http://rutv.ru/brand/show/id/13435]
Э3 Сайт АНО" Больничные клоуны". [Режим доступа:http:// www.medclown.ru]
Э4 Сайт Фонд помощи хосписам Вера. [Режим доступа:http: // www.hospicefund.ru/manual/]
Э5 Сайт Консультант плюс http://www.consultant.ru
Э6 сайт Научной электронной библиотеки Elibrary.ru. Режим доступа:http:// elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.