МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные теории социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильИнновационные технологии социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_02_ИТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Современные теории социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа(уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №369)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение магистрантами основными теоретико-методологическими подходами к исследованию проблемного поля социальной работы.
Задачи:
• способствовать более глубокому освоению магистрантами теоретико-методологических основ социальной работы;
• совершенствовать умение магистрантов применять на практике теоретические знания и результаты научных исследований в области социальной работы;
• углубить и расширить знания магистрантов о различных теориях, моделях и методах социальной работы;
• совершенствовать умения студентов решать социальные проблемы на микро- и макроуровне в сфере социальной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью проводить фундаментальные и прикладные научные исследования в области социальной работы на основе использования отечественного и зарубежного опыта, с помощью современных исследовательских методов, с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
ПК-2 способностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом специфики исследования теории и практики социальной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения разработанных на основе теоретических подходов и методологических концепций моделей практической социальной работы;
основные положения представления результатов теоретического исследования проблем социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить теоретическое научное исследование в области социальной работы на основе использования отечественного и зарубежного опыта;
представлять результаты собственного теоретического исследования проблем социальной работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа современных тенденций развития теории и практики социальной работы, ее форм и моделей на основе критического анализа;
навыками представления результатов исследовательской работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Природа социальной работы
1.1. Конструирование теории социальной работы Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные подходы к анализу социальной работы Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные подходы к анализу социальной работы Сам. работа 2 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социальная работа как научная теория: психосоциальные теории и модели
2.1. Социальная работа как научная теория: психосоциальные теории и модели Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Психодинамические перспективы социальной работы Практические 2 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.3. Психодинамическая модель социальной работы. Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.4. Когнитивно-поведенческие теории социальной работы Практические 2 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.5. Когнитивно-поведенческая практика в социальной работе. Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.6. Системно-ориентированные и экологические перспективы в социальной работе Практические 2 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.7. Теория систем: влияние на социальную работу. Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.8. Социальное конструирование в социальной работе Практические 2 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.9. Конструктивистская социальная работа Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.10. Гуманистические перспективы в социальной работе Практические 2 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.11. Гуманистические перспективы в социальной работе Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Социальная работа как научная теория: структурные и комплексно ориентированные теории и модели
3.1. Социальная работа как научная теория: структурные и комплексно ориентированные теории и модели Лекции 2 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.2. Социальное развитие и развитие микросоциальной среды Практические 2 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.3. Социальное развитие и развитие микросоциальной среды Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.4. Радикальные и критические теории в социальной работе. Феминистские перспективы Практические 2 4 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.5. Радикальные и критические теории в социальной работе. Феминистские перспективы Сам. работа 2 7 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.6. Антидискриминационная и этносензитивная социальная работа. Активизация ресурсов клиента и защита его интересов Практические 2 2 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.7. Антидискриминационная и этносензитивная социальная работа. Активизация ресурсов клиента и защита его интересов Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фирсов М. В. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф МО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холостова Е.И. - Отв. ред., Климантова Г.И. - Отв. ред. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Современные теории социальной работы» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Пакет Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.).
Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала.
3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия.
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии).
На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте рассмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса.