МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная работа с людьми с ограниченными возможностями
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Социальная работа с людьми с ограниченными возможностями

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Срок действия программы: 2014-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение студентами теоретическими знаниями и некоторыми практическими навыками в сфере социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.
Задачи:
-изучить подходы к пониманию и определению инвалидности в разные культурно-исторические эпохи;
-сформировать представление об основных теоретических подходах к социальной работе с инвалидами;
-выработать представление об основных аспектах организации и планирования мер социальной политики в отношении людей с ограниченными возможностями, формах и технологиях работы с данной категорией населения;
-способствовать применению студентами на практике теоретических знаний и результатов научных исследований рефлексивной социальной работы при планировании и оказании услуг данной категории населения;
-научить студентов исследовать современные тенденции развития социальной работы с инвалидами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью к выбору, разработке и эффективной реализации социальных технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты
ПК-3: способностью предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия курса, подходы к пониманию и определению инвалидности, модели инвалидности;
онормативно-правовые основы социальной защиты людей с инвалидностью;
систему социальной защиты людей с ограниченными возможностями в регионе
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять и анализировать потребности людей с ограниченными возможностями в контексте основных моделей инвалидности;
определять эффективные меры социальной защиты людей с ограниченными возможностями с целью улучшения условий их жизнедеятельности и расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками исследования потребностей людей с ограниченными возможностями в мерах социальной защиты в контексте основных моделей инвалидности;
навыками предоставления мер социальной защиты людям с ограниченными возможностями с целью улучшения условий их жизнедеятельности и расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Природа инвалидности.
1.1. Введение в курс. Понимание проблемы инвалидности в современном обществе. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Понимание проблемы инвалидности в современном обществе. Практические 4 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Проблема инвалидности в современном обществе. Сам. работа 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Различные подходы к пониманию и определению инвалидности в истории общества и культуры. Сам. работа 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии. Сам. работа 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Инвалидность через историческую призму отношения к здоровью и болезни. Сам. работа 4 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Модели инвалидности. Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.9. Модели инвалидности. Сам. работа 4 7 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.10. Влияние категорий класса, национальности, пола на восприятие и понимание инвалидности. Сам. работа 4 8 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.11. Современные представления об инвалидности в России и за рубежом. Практические 4 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.12. Современные представления об инвалидности. Сам. работа 4 8 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.
2.13. Нормативно-правовой контекст инвалидности: история и современность. Лекции 4 1 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.14. Реализация людьми с инвалидностью основных конституционных прав в РФ. Практические 4 1 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.15. Социальная политика в отношении людей с инвалидностью. Сам. работа 4 8 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.16. Социальное обслуживание людей с инвалидностью. Лекции 4 1 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.17. Социальное обслуживание людей с инвалидностью. Практические 4 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.18. Реабилитация людей с нарушениями развития. Сам. работа 4 8 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.19. Технологии социальной работы с людьми с ограниченными вохможностями. Сам. работа 4 8 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.20. Философия независимой жизни инвалидов. Сам. работа 4 8 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.21. Независимая жизнь людей с инвалидностью: утопия или реальность. Практические 4 1 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.22. Концепция независимой жизни инвалидов. Сам. работа 4 8 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бегидов М.В., Бегидова Т.П. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/830601D5-7751-4663-B799-A3CEEB3E3DA7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бегидова Т.П. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/605E5DC7-7DA3-4F58-B216-8A044254A992
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rost.ru/ (Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике)
Э2 http://www.fond-detyam.ru/ (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации)
Э3 http://www.aksp.ru (Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне)
Э4 http://www.perspektiva-inva.ru/ (Российская общественная организация инвалидов «Перспектива»)
Э5 http://www.vera-i-svet.ru/ (Сайт движения «Вера и Свет»)
Э6 Справочно-поисковая система «Консультант плюс» или «Гарант».
Э7 Курс в Moodle «Социальная работа с людьми с ограниченными возможностями» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2178
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены справочно-поисковая система «Консультант плюс» (или «Гарант»), средства MS Office (Word, Excel, PowerPoint).
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.).
Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала.
3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия.
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии).
На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте расмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса.