МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 34
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 34 34 34 34
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Мазайлова Т.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г.,к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г.,к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирования понимания сущности и содержания социальной работы как науки, общественного феномена, профессиональной деятельности;
изучение методов социальной работы с населением;
формирования умения анализировать причины и последствия социальных проблем, возникающих у различных категорий населения;



2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.роль социальной работы в современном обществе и характер социальных проблем слабозащищенных групп населения;
сущность, цели и задачи социальной работы, технологии, методы;
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и соотносить социальные проблемы с жизнедеятельностью слабозащищенных групп населения, с технологиями, методами социальной работы;
.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком разработки содержания социальной работы с различными категориями клиентов социальной работы




4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы социальной работы
1.1. История возникновения и развития социальной работы. Феномен социальной работы Лекции 3 2 Л1.1, Л2.3
1.2. История возникновения и развития социальной работы. Феномен социальной работы Практические 3 2 Л1.1, Л2.3
1.3. История возникновения и развития социальной работы. Феномен социальной работы Сам. работа 3 5 Л1.1, Л2.3
1.4. Теоретико- методологические основы социальной работы Лекции 3 2 Л1.1, Л2.3
1.5. Теоретико-методологические основы социальной работы Практические 3 4 Л1.1, Л2.3
1.6. Теоретико-методологические основы социальной работы Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Практические основы социальной работы
2.1. Организация социальной работы в России Лекции 3 2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.5
2.2. Организация социальной работы в России Практические 3 2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.5
2.3. Организация социальной работы в России Сам. работа 3 5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.5
2.4. Деятельность субъектов социальной работы в России, в Алтайском крае Лекции 3 4 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.5. Деятельность субъектов социальной работы в России, в Алтайском крае Практические 3 4 Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.6. Деятельность субъектов социальной работы в России, в Алтайском крае Сам. работа 3 6 Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.7. Специфика проблем различных слабозащищенных категорий населения Лекции 3 4 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.5
2.8. Специфика проблем различных слабозащищенных категорий населения Практические 3 4 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.5
2.9. Специфика проблем различных слабозащищенных категорий населения Сам. работа 3 6 Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.5
2.10. Технологии и методы социальной работы с различными категориями населения Лекции 3 4 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5
2.11. Технологии и методы социальной работы с различными категориями населения Практические 3 4 Л2.2, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.5
2.12. Технологии и методы социальной работы с различными категориями населения Сам. работа 3 6 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Объект теории социальной работы.
2. Предмет теории социальной работы.
3. Специфика социальной работы как научной дисциплины.
4. Специфика социальной работы как общественного феномен.
5. Выделите основания для классификаций категорий теории социальной работы.
6. Определите основные характеристики социальной работы как специфической формы социальной деятельности.
7. Принципы теории социальной работы? Основные группы принципов теории социальной работы.
8. Закономерности социальной работы. Назовите основные особенности закономерностей теории социальной работы.
9. Методы теории социальной работы
10. Основные элементы методологии социальной работы.
11. Методы теории социальной работы: анкетирование; диалог; интервьюирование; метод социальных биографий; методы диагностики; методы обработки информации; метод консультирования; метод комплексного психосоциального моделирования; фокус-группа; наблюдение; метод структурного анализа.
12. Раскройте специфику диалога как метода теории социальной работы.
13. Биографический метод в социальной работе.
14. основные методы сбора информации в социальной работе.
15. Назовите основные методы обработки информации, используемые в социальной работе. Обоснуйте свой ответ.
16. Взаимосвязь социальной работы с другими науками.
17. Специфика социальной работы как практической деятельности
18. Объекты практики социальной работы.
19. Субъекты практики социальной работы.
20. Технологии социальной работы.
21. Структура учреждений ситсемы социальной защиты Алтайском крае
22. Инновационные методы социальной работы с клиенами в практике социальной работы
23. Арт-терапевтические методы в практике социальной работы
24. Понятие трудной жизненной ситуации клиента: виды трудных жизненных ситуаций.
25. Специфика трудных жизненных ситуаций различных категорий клиентов: инвалиды, дети с девиатным поведением и т.д.
26. Причины и условия возникновения трудных жизненных ситуаций клиентов.





5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Эссе на тему:
1. Насилие над детьми как проблема социальной работы
2. Инновационные подходы к реабилитации инвалидов в социальной работе
3. Взаимодействие социального работника и клиента: особенности и трудности

Темы докладов:
1. Механизм взаимодействия теории и практики социальной работы.
2. Объект и предмет социальной работы.
3. Основание для типологий и классификаций клиентов социальной работы.
4. Основные принципы теории социальной работы.
5. Основные формы социальной помощи в современном российском обществе.
6. Основные функции теории социальной работы.
7. Основные этапы развития социальной работы как деятельности.
8. Особенности общения клиента и специалиста по социальной работе.
9. Особенности организации социальной работы на разных уровнях социальной реальности.
10. Понятие "клиент" в практике социальной работы. Основания для типологии и классификации.
11. Понятие "социальной службы". Структура, виды, основания классификации.
12. Понятие "субъект" в практике социальной работы. Основания для классификации субъектов практики социальной работы.
13. Понятие «социальная защита». Основные принципы защиты нетрудоспособных и семей с детьми в современных условиях.
14. Понятие закона и закономерности, особенности закономерностей в теории социальной работы.
15. Понятие объект практики социальной работы. Основания для классификации.
16. Понятие объекта и субъекта практики социальной работы.
17. Понятие практики: структура, формы, виды, основные компоненты практики.
18. Понятие практики социальной работы.
19. Понятие социальной проблемы. Типология социальных проблем.
20. Практика социальной работы: цели, средства, условия, задачи.
21. Профессиональная и непрофессиональная социальная работа.
22. Профессиональная социальная работа и добровольческая деятельность.
23. Психосоциальная и структурная социальная работа.
24. Система благотворительности в истории России.
25. Социальная политика и ее основные направления. Взаимодействие социальной политики и социальной работы.
26. Социальная работа как общественный феномен.
27. Социальная работа как профессиональная деятельность.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика : учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коныгина М. Н., Горлова Е. Б. Этические основы социальной работы: учебное пособие : Изд-во: М.: Проспект , 2016 Электронный ресурс Университетская библиотека Onlinehttp://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443611&sr=1
Л2.2 [Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробкова и др.] Инновационные методы практики социальной работы: учеб. пособие М. : Дашков и Кш, 2015
Л2.3 Холостова, Е. И. Социальная политика : учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/64185B6A-C983-4BBB-BCB9-EA3B9B4044CA.
Л2.4 Кокоренко В. Л., Кучукова Н. Ю., Маргошина И. Ю. Социальная работа с детьми и подростками.: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования , 2011
Л2.5 Холостова Е.И., Кононова Л.И. Технологии социальной работы : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016, biblioclub.ru
Л2.6 Инновационные практики социальной работы: коллективная монография / АлтГУ ; под ред. Ю. А. Калининой, С. Г. Чудовой. : - Барнаул : АлтГУ, , 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Э7 Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Э8 Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/
Э9 сайт Министерство труда и социальной защиты Алтайского края http://www.aksp.ru/
Э10 сайт Министерство труда и социальной защиты http://rosmintrud.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.