МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки02.03.01. Математика и компьютерные науки
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_01_МиКН-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18,829999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р пед. наук, профессор, Морозова О.П.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.01 МАТЕМАТИКА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №949)

составлена на основании учебного плана:
02.03.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
формирование умений, необходимых для эффективной организации педагогического процесса;
развитие профессонально-педагогического мышления;
формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения;
формирование умений осуществлять отбор, адаптировать и представлять знания с учетом уровня аудитории;
формирование умений организации учебной деятельности школьников.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: К.М.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью представлять и адаптировать знания с учетом уровня аудитории
ПК-9 способностью к организации учебной деятельности в конкретной предметной области (математика, физика, информатика)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. роль фундаментальных знаний в области математического анализа, комплексного и функционального анализа, алгебры, аналитической геометрии, дифференциальной геометрии и топологии, дифференциальных уравнений, дискретной математики и математической логики, теории вероятностей, математической статистики и случайных процессов, численных методов, теоретической механики в будущей профессиональной деятельности;
пути использования фундаментальных знаний в области математического анализа, комплексного и функционального анализа, алгебры, аналитической геометрии, дифференциальной геометрии и топологии, дифференциальных уравнений, дискретной математики и математической логики, теории вероятностей, математической статистики и случайных процессов, численных методов, теоретической механики в будущей профессиональной деятельности;
сущность учебной деятельности;
формы организации учебной деятельности в конкретной учебной области (математика, физика, информатика);
методы организации учебной деятельности в кокретной учебной области (математика, физика, информатика);
цели педагогической деятельности с учетом специфики предметной области;
основы планирования педагогической деятельности с учетом специфики предметной области в образовательных организациях;
пути организации педагогического процесса с учетом специфики предметной области в образовательных организациях;
основы проведения методических и экспертных работ в предметной области (математика).

3.2.Уметь:
3.2.1. использовать фундаментальные знания в области математического анализа, комплексного и функционального анализа, алгебры, аналитической геометрии, дифференциальной геометрии и топологии, дифференциальных уравнений, дискретной математики и математической логики, теории вероятностей, математической статистики и случайных процессов, численных методов, теоретической механики для решения теоретических и практических задач в будущей профессиональной деятельности;
организовывать различные формы учебной деятельности;
использовать методы организации учебной деятельности;
осуществлять педагогическое целеполагание с учетом специфики предметной области в образовательных организациях;
планировать педагогическую деятельность с учетом специфики предметной области в образовательных организациях;
организовывать педагогический процесс с учетом специфики предметной области в образовательных организациях;
проводить методические и экспертные работы в предметной области (математика).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. использования фундаментальных знаний в области математического анализа, комплексного и функционального анализа, алгебры, аналитической геометрии, дифференциальной геометрии и топологии, дифференциальных уравнений, дискретной математики и математической логики, теории вероятностей, математической статистики и случайных процессов, численных методов, теоретической механики для решения теоретических и практических задач в будущей профессиональной деятельности;
использования форм организации учебной деятельности;
использования методов организации учебной деятельности;
постановки целей педагогической деятельности с учетом специфики предметной области;
планирования педагогической деятельности с учетом специфики предметной области в образовательной организации;
организация педагогического процесса с учетом специфики предметной области в образовательной организации;
проведения методических и экспертных работ в предметной области (математика).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Педагогическая деятельность: сущность, структура, особенности Сам. работа 7 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Профессиональная культура педагога Сам. работа 7 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Сам. работа 7 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Лекции 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Педагогика в системе наук о человеке Сам. работа 7 1 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Методологические основы педагогики Сам. работа 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Логика и методы научно-педагогического и научного исследования Сам. работа 7 1 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Сам. работа 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Проблема цели воспитания в педагогике Сам. работа 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Целостный педагогический процесс Лекции 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Целостный педагогический процесс Сам. работа 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Теория воспитания
3.1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Лекции 7 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Сам. работа 7 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Принципы воспитания Сам. работа 7 1 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Современные концепции воспитания Практические 7 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Содержание воспитания Сам. работа 7 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Лекции 7 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Практические 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Формирование мировоззрения учащихся современной школы Сам. работа 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Сам. работа 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Дидактика
4.1. Организация учебной деятельности школьников Лекции 7 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Сущность процесса обучения Лекции 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Формирование универсальных учебных действий школьников в условиях реализации ФГОС Практические 7 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Формирование универсальных учебных действий школьников в условиях реализации ФГОС Сам. работа 7 3 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.5. Современные дидактические концепции Сам. работа 7 1 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.6. Принципы обучения Сам. работа 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.7. Обновление содержания школьного образования Лекции 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.8. Обновление содержания школьного образования Практические 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.9. Обновление содержания школьного образования Сам. работа 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.10. Общая характеристика методов обучения Лекции 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.11. Методы проблемного обучения Практические 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.12. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Практические 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.13. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Сам. работа 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.14. Контроль и оценка в обучении школьников Сам. работа 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.15. Методы проблемного обучения Сам. работа 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.16. Формы организации обучения в школе Сам. работа 7 1 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.17. Урок в современной школе Сам. работа 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.18. Урок в современной школе Лекции 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.19. Урок в современной школе Практические 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.20. Формы организации обучения (помимо урока) Сам. работа 7 1 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.21. Средства обучения в современной школе. Применение ЭВМ в учебном процессе Сам. работа 7 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.22. Экзамен Экзамен 7 27 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Сластенина В.А. ПЕДАГОГИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Пидкасистый П.И. - Отв. ред. ПЕДАГОГИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.