МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки02.03.01. Математика и компьютерные науки
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_01_МиКН-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №949)

составлена на основании учебного плана:
02.03.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
формирование умений, необходимых для эффективной организации педагогического процесса;
развитие профессионально-педагогического мышления;
формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.15

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью использовать фундаментальные знания в области математического анализа, комплексного и функционального анализа, алгебры, аналитической геометрии, дифференциальной геометрии и топологии, дифференциальных уравнений, дискретной математики и математической логики, теории вероятностей, математической статистики и случайных процессов, численных методов, теоретической механики в будущей профессиональной деятельности
ПК-9 способностью к организации учебной деятельности в конкретной предметной области (математика, физика, информатика)
ПК-10 способностью к планированию и осуществлению педагогической деятельности с учетом специфики предметной области в образовательных организациях
ПК-11 способностью к проведению методических и экспертных работ в области математики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет педагогики и задачи современной педагогической науки;
принципы и критерии отбора содержания образования;
основы проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса;
междисциплинарные связи физики с другими дисциплинами.


3.2.Уметь:
3.2.1.осмысленно оперировать педагогическими категориями;
выявлять противоречия педагогического процесса, выбирать наиболее точные критерии оценки его эффективности;
находить взаимосвязь физики с другими учебными дисциплинами.



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами и приемами воспитания и обучения;
способностью принимать решения в рамках своей профессиональной компетенции;
навыками использования знаний основ педагогики в преподавании физики в общеобразовательных образовательных организациях.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Педагогическая деятельность Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Профессиональная культура педагога Сам. работа 7 3 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Педагогика в системе наук о человеке Сам. работа 7 3 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Методологические основы педагогики Практические 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Лекции 7 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Сам. работа 7 3 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Проблема цели воспитания педагогики Лекции 7 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Проблема цели воспитания педагогики Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Целостный педагогический процесс Практические 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Теория воспитания
3.1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Принципы воспитания Лекции 7 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Принципы воспитания Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Современные концепции воспитания Практические 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Лекции 7 1 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Содержание воспитания Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. Содержание воспитания Практические 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.10. Содержание воспитания Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.11. Особенности воспитательной работы со школьниками, имеющими отклонения в поведении Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.12. Формирование мировоззрения учащихся современной школы Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.13. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Практические 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.14. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Дидактика
4.1. Сущность процесса обучения Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Современные дидактические концепции Сам. работа 7 3 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Принципы обучения Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Принципы обучения Практические 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. Обновление содержания школьного образования Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.6. Общая характеристика методов обучения Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.7. Общая характеристика методов обучения Практические 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.8. Методы проблемного обучения Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.9. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.10. Контроль и оценка в обучении школьников Сам. работа 7 3 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.11. Формы организации обучения в школе Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.12. Формы организации обучения в школе Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.13. Урок в современной школе Практические 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.14. Формы организации обучения (помимо урока) Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.15. Экзамен Экзамен 7 27 ОПК-1, ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Сластенина В.А. ПЕДАГОГИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Пидкасистый П.И. - Отв. ред. ПЕДАГОГИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коджаспирова Г. М. ПЕДАГОГИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (экзамена) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.