Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.02. Социальная работа |
Профиль | Организация и управление в социальной работе |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_02_ОиУ-23-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | 2 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 | 32 | 32 |
Сам. работа | 84 | 84 | 79 | 79 | 163 | 163 |
Часы на контроль | 8 | 8 | 13 | 13 | 21 | 21 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент
1.1. | Формировать у магистрантов методологическую культуру организации и проведения исследований, а также навыков, необходимых для успешного написания выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Научно-исследовательский семинар призван создать условия для приобретения магистрантами опыта участия в научных дискуссиях, формирования и аргументации собственной позиции, публичного обсуждения результатов своей научно- исследовательской работы на её различных этапах; уметь анализировать научно-исследовательскую работу в социальной сфере и использовать ее результаты в практической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | способностью действовать в нестандартных ситуациях, проявлять инициативу, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ОК-3 | способностью к саморазвитию, самореализации, использованию личного творческого потенциала |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные принципы и закономерности проведения научного исследования; требования, предъявляемые к выполнению магистерской диссертации по социальной работе; требования работы для работы в команде по саморазвитию, самореализации, развитию творческого потенциала. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, в том числе путем изучения современных проблем социума; обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований; обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования; проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой; представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада; организовывать работу по саморазвитию, самореализации, развитию творческого потенциала |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | по обзору и анализу научной литературы, выбору направления и темы научного исследования, формулированию научных проблем; навыки проведения научных исследований: сбора эмпирического материала и его теоретического обобщения, выдвижения научных гипотез, их развития в теоретические системы и обоснования; опыт проведения научной дискуссии, подготовки и написания научных работ; действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; организации научной работы и презентации её результатов, использования их в практической деятельности, что способствует саморазвитию, самореализации, развитию творческого потенциала. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методология научного исследования | ||||||
1.1. | Социальные проблемы и актуальность темы исследования в социальной работе | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Анализ научной литературы по иеме ВКРю Научная этика цитирования. Основные правида библиографического описания. | Практические | 1 | 6 | ОК-2, ОК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Научные атрибуты ВКР | Практические | 1 | 4 | ОК-2, ОК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Теоретические основания научно-исследовательской работы | Практические | 1 | 4 | ОК-2, ОК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Методология научного исследования | Сам. работа | 1 | 84 | ОК-2, ОК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Структура магистерского исследования | ||||||
2.1. | Логика и структура ВКР (магистерского исследования) | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ОК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Основные требования по содержанию ВКР | Практические | 2 | 4 | ОК-2, ОК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Написание исследовательской работы:структура и методология | Практические | 2 | 4 | ОК-2, ОК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Программа магистеского исследования | Практические | 2 | 6 | ОК-2, ОК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.5. | Структура магистерского исследования | Сам. работа | 2 | 79 | ОК-2, ОК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы для экзамена: 1. Структура выпускной квалификационной научной работы (магистерской диссертации). 2. Проблемная ситуация исследования в социальной сфере. 3. Понятие актуальности темы научной работы. Факторы, влияющие на актуальность исследования. 4. Задачи изучения научной литературы. Использование справочной литературы. Словарно-энциклопедическая литература. 5. Реферирование научной литературы: цитирование, составление плана, формулирование тезисов. 6. Конспект научного источника: простой, сложный, сводный конспекты. 7. Библиографическое описание научного источника. 8. Тематический подбор литературы: систематический, предметный, алфавитный каталоги. 9. Сопоставление научных теорий и концепций. 10. Понятие методологии в научном исследовании. 11. Процедурные характеристики исследовательской методологии. 12. Методологическая часть исследования: определение исследовательских подходов, описание методов сбора и методов анализа данных. Программа научного исследования, общие требования. 13. Уровни и структура методологии научного исследования. Предмет и объект социального исследования. 14. Цель, задачи, выдвижение рабочей гипотезы исследования. 15. Способы теоретического обоснования гипотезы. Проверяемость гипотезы. 16. Теоретико-методологические основания в первой главе. 17. Основные подходы в изучении феномена или проблемы. 18. Формулировки основных положений первой главы. 19. Логика научного исследования в первой главе. 20. Понятие апробации основных положений квалификационной научной работы. 21. Общеметодологические основания научных исследований в социальной работе. 22. Сравнение качественных и количественных методов. 23. Программа исследования, ее основные части и функции. 24. Роль внедрения и соблюдения этических норм социальной работы в исследовании. 25. Объективность, надежность и валидность в исследовании. 26. Конкретные научные методы исследования в социальной работе. 27. Интерпретация качественных данных в социальных исследованиях. 28. Язык и стиль научной работы. 29. Основные требования к оформлению магистерской диссертации. 30. Использование методов, технологий в практике социальной работы (раскрыть на примере темы ВКР) Типовые практические задания: 1. Составьте план программы исследования вашей ВКР: ее основные части 2. Разработайте схему «Какие действия должен совершать магистрант, используя элементы формирования саморазвития, самореализации, развития творческого потенциала при выполнении ВКР» 3.Сформулируйте комплекс требований анализа научной статьи. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Колесникова Н.И. | От конспекта к диссертации: учеб. пособие по развитию навыков письменной речи: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2012 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Азарская М. А., Поздеев В. Л. | Научно-исследовательская работа в вузе: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ПГТУ, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Организация научно-исследовательской работы магистрантов: Учебная литература для ВУЗов | СКФУ, 2016 | biblioclub.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС «Университетская библиотека online» | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle "Научно-исследовательский семинар / Научные исследования в сфере социальной защиты населения" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
I. Методические рекомендации студентам по реализации балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки знаний 1) приступая к изучению дисциплины, необходимо: • ознакомиться с правилами организации учебного процесса на основе зачетных единиц и оценивания качества успешности усвоения изучаемых дисциплин с использованием БРС; • условиями изучения учебной дисциплины, видами учебных заданий и контроля, критериями и процедурами оценивания знаний по дисциплине, • программой итогового испытания; 2) важно получать информацию: • о результатах каждого контрольного мероприятия; • результатах текущей и промежуточной аттестации; • итоговых результатах текущего контроля за семестр и учебный год; • о своем текущем рейтинге; 3) дисциплина считается освоенной студентом при накоплении им необходимого количества баллов по результатам выполнения различных видов учебной работы (включая самостоятельную) в сроки, установленные преподавателем и графиком учебного процесса. 4) Во время семинарских занятий студентам необходимо представить результаты магистерского исследования. На каждом занятии выступает несколько студентов. Задача остальных – обсуждение сообщения, дискуссия и предложения относительно концептуализации представленного материала. Особое внимание уделяется проблемам методологической и методической обоснованности выводов, верификации данных. II. Методические рекомендации по подготовке к работе на научно-исследовательском семинаре: При формулировании проблемы помните, что актуальность проекта определяется тем, насколько значима для общества (сообщества, группы людей или организаций,) социальная проблема, решению которой призвана способствовать ваша ВКР. Формулируя проблему необходимо точно представить: чья это проблема (кого касается: люди, организации); каковы масштабы проблемы; поддается ли проблема решению; что будет если проблема не найдет решения. Исходя из этого, вы можете доказывать актуальность выбранной темы исследования, используя данные статистики и научной литературы. Аналитический обзор литературы по теме диссертационного исследования должен основываться на актуальных научно-исследовательских публикациях международного уровня и содержать критический анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области исследования, оценку их применимости в рамках исследования. Основу обзора литературы должны составлять источники, раскрывающие теоретические аспекты изучаемого вопроса, в первую очередь научные монографии и статьи научных журналов. Материалы сети Интернет, научно-практических изданий и деловой печати должны использоваться в качестве вспомогательных источников. Аналитический обзор литературы и обоснование темы магистерской диссертации должны логически приводить к формулировке собственных алгоритмов, моделей и подходов к исследованию, исследовательских вопросов и гипотез исследования. При проведении анализа магистерских диссертаций прошлых лет следуйте следующему плану: • оценка названия работы, актуальности темы, структуры диссертации, • оценка введения и его обязательных научных атрибутов, • раскрытие названий глав и параграфов в их содержании, • оценка выводов к главам и параграфам, • оценка литературы, анализ использования всей обозначенной литературы в тексте диссертации, • общее заключение об уровне работы. При составлении проекта Вашего плана используйте результаты анализа и подготовьтесь к его защите-презентации. При подготовке анализа нормативно-правовой базы РФ и Алтайского края и по теме ВКР следуйте плану: 1) библиографическое описание источника; 2) аннотация проблематики источника; 3) анализ статьи закона, а не просто конспект в виде цитат. III. Методические рекомендации по подготовке магистерской работы: 1.При формулировании проблемы помните, что актуальность проекта определяется тем, насколько значима для общества (сообщества, группы людей или организаций,) социальная проблема, решению которой призвана способствовать ваша ВКР. Формулируя проблему необходимо точно представить: чья это проблема (кого касается: люди, организации); каковы масштабы проблемы; поддается ли проблема решению; что будет если проблема не найдет решения. Исходя из этого, вы можете доказывать актуальность выбранной темы исследования, используя данные статистики и научной литературы. 2. Аналитический обзор литературы по теме диссертационного исследования должен основываться на актуальных научно-исследовательских публикациях в том числе и международного уровня, содержать критический анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области исследования, оценку их применимости в рамках исследования. Основу обзора литературы должны составлять источники, раскрывающие теоретические аспекты изучаемого вопроса, в первую очередь научные монографии и статьи научных журналов. Материалы сети Интернет, научно-практических изданий и деловой печати должны использоваться в качестве вспомогательных источников. Аналитический обзор литературы и обоснование темы магистерской диссертации должны логически приводить к формулировке собственных алгоритмов, моделей и подходов к исследованию, исследовательских вопросов и гипотез исследования. 3. При проведении анализа магистерских диссертаций прошлых лет следуйте следующему плану: • оценка названия работы, актуальности темы, структуры диссертации, • оценка введения и его обязательных научных атрибутов, • раскрытие названий глав и параграфов в их содержании, • оценка выводов к главам и параграфам,наличие заключения,практические рекомендации • оценка литературы, анализ использования всей обозначенной литературы в тексте диссертации, • общее заключение об уровне работы. При составлении проекта Вашего плана используйте результаты анализа и подготовьтесь к его защите-презентации. IY. При подготовке анализа нормативно-правовой базы: 1) аннотация проблематики источника; 2) анализ статей закона, а не просто конспект в виде цитат. Y. При подготовке анализа научной статьи обратите вниманиена следующие аспекты: 1) библиографическое описание источника; 2) аннотация проблематики источника; 3) конспектирование цитат, которые могут быть использованы при выполнении ВКР (примечание: обязательно использовать сборник статей «Социология в современном мире: наука, образование, творчество» и «Теория и практика социальной работы: история и современность») 4) анализируйте научную статью выделяя в ней проблему обсуждения и пути её решения, предлагаемые автором. |