МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Логика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей социологии
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Коростелева О.Т.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Логика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование способности к использованию законов логики для критического восприятия и анализа профессиональной информации, проведения научных исследований, письменного и устного изложения результатов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7: способностью обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этнические требования в процессе ее осуществления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.роль логических знаний для организации и оптимизации профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать правила мышления для решения возникающих профессиональных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками рефлексивного мышления, необходимого для эффективного решения профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Предмет и значение логики Лекции 1 2 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие Лекции 1 2 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Предмет и значение логики Практические 1 2 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Предмет и значение логики Сам. работа 1 8 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Понятие Сам. работа 1 10 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Понятие Практические 1 2 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Логические операции с понятиями Сам. работа 1 10 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Суждение Сам. работа 1 10 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Суждение Практические 1 2 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Логика вопросов и ответов Сам. работа 1 10 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Дедуктивные умозаключения. Выводы из сложных суждений Сам. работа 1 9 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Индуктивные умозаключения Сам. работа 1 8 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.13. Умозаключения по аналогии Сам. работа 1 8 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.14. Логические основы аргументации Сам. работа 1 8 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.15. Гипотеза Сам. работа 1 8 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.16. Экзамен 1 9 ОПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень вопросов
Теоретические задания по дисциплине «Логика»:
1. Понятие о логической форме (структуре) мысли и логическом законе.
2. Понятие как форма мышления. Языковые формы выражения понятий.
3. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
4. Виды понятий.
5. Отношения между понятиями.
6. Определение (дефиниция) понятия.
7. Деление понятий. Классификация.
8. Ограничение и обобщение понятий.
9. Общая характеристика суждения. Суждение и предложение.
10. Распределенность терминов в категорических суждениях.
11. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания.
12. Закон тождества.
13. Закон непротиворечия.
14. Закон исключенного третьего.
15. Закон достаточного основания.
16. Выводы по «логическому квадрату».
17. Категорический силлогизм. Фигуры силлогизма. Специальные правила фигур.
18. Правила категорического силлогизма.
19. Условно-категорические умозаключения.
20. Разделительные умозаключения.
21. Полная индукция, ее роль в познании. Понятие о математической индукции.
22. Индукция через простое перечисление (популярная). Условия повышения степени вероятности этих выводов.
23. Индукция через анализ и отбор фактов.
24. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия.
25. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.
26. Умозаключения по аналогии, их виды.
Практические задания по дисциплине «Логика»:
1. Проведите деление следующих понятий нескольким основаниям: «лес»; «библиотека».
2. Проведите превращение следующего суждения: «Эта операция является небезопасной».
3. Отредактируйте фразу с точки зрения соблюдения закона тождества: «Три тысячи километров и столько же часовых поясов разделяют берега Тихого Дона и Ангары».
4. Вставьте пропущенное число, рассуждая по аналогии:
2 6
54 18
? 9
81 27
5. Определите модальность следующего высказывания: «Пусть всегда будет солнце!»
6. Смоделируйте суждение по следующей формуле: (p^q) (m^n).
7. Подчиняется ли следующая пора суждений закону непротиворечия и закону исключенного третьего? Данный человек близорукий»; «Данный человек дальнозоркий». Ответ обоснуйте.
8. Проанализируйте следующий силлогизм: Некоторые летающие животные питаются нектаром. Некоторые птицы летают. Некоторые птицы питаются нектаром. Правильно ли он построен?
9. Сделайте вывод из двух суждений, если это возможно: Все наемные сотрудники получают зарплату. Сидоров не является наемным сотрудником.
10. Покажите на кругах Эйлера, как соотносятся объемы следующих понятий: А – элементарная частица; В – электрон; С – позитрон; Д – молекула.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сковиков А. К. ЛОГИКА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/98168BD8-5459-4290-AE38-FFE586438F77
Л1.2 Ивин А.А. ЛОГИКА. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ КУРС 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5B1028C3-9F7A-4824-B8D1-AC0C9D08B867
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тульчинский Г.Л., Гусев С.С., Герасимов С.В. ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8967D344-6A11-4A3D-A5A7-D70846291F93
Л2.2 Михайлов К.А., Горбатов В.В. ЛОГИКА. ПРАКТИКУМ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DB68A690-7702-4B48-8AD3-942771DAAB21
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Логика" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1736
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.