МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-философские проблемы современности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Сытых О.Л.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социально-философские проблемы современности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В. к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В. к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям; стимулирование потребности к социально-философской оценке исторических событий и фактов действительности; усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику постановки целей и задач исследования современных социокультурных проблем
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать новейший отечественный и зарубежный опыт формирования социологического исследования в области современных социально-философских проблем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения современных технологий и новейшего оборудования для решения эмпирических задач; владеть спецификой социологического подхода к изучению глобальных философских проблем современности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико- методологические основы курса "Социально-философские проблемы современности"
1.1. Общество и культура как предметы философского анализа Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Общество и культура как предметы философского анализа Сам. работа 5 20 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Новые типы философствования как результат смены эпистемологической парадигмы рубежа XX-XXI вв. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Новые типы философствования как результат смены эпистемологической парадигмы рубежа XX-XXI вв. Сам. работа 5 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Характеристика основных современных социально-философских проблем
2.1. Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики) Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики) Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Человечество перед лицом глобальных проблем современной эпохи. Формирование и развитие глобального подхода (глобалистики) Сам. работа 5 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Практические 5 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Сам. работа 5 18 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Философско-методологические аспекты проблемы безопасности социоприродных систем Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Философско-методологические аспекты проблемы безопасности социоприродных систем Сам. работа 5 18 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров.
2. Максима общественного сознания ХХ века: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека.
3. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический.
4. Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии при помощи ее же методов.
5. Позитивизм: проблема метода в «первом» позитивизме (О.Конт, Г.Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э.Мах, Р.Авенариус).
6. Герменевтика и ее взгляд на познание (В.Дильтей, Г.Х.Гадамер).
7. Антропологизм (иррационалистической направленности). «Философия жизни» и ее противопоставление «наук о духе» и «наук о природе» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон).
8. Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (К.Ясперс, Ж.-П.Сартр). Психоанализ (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм).
9. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.
10. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.
11. Философско-методологические аспекты проблемы безопасности социоприродных систем.
12. Экология и современные экологические проблемы.
13. Предмет и отрасли экологии. Основные категории экологии.
14. Глобальные проблемы современности. Общая характеристика.
15. Этапы коэволюции, основанные на эволюции мировоззренческих представлений взаимосвязи общества и природы.
16. Период первобытной коэволюции. Мир природы в мифологическую эпоху: единая и неделимая сущность.
17. Религиозно-философский период - пантеистическое осмысление природы (религиозный природоцентризм).
18. Основные положения космической эволюции индийской философии. Индуизм. Земной человек в индуизме.
19. Буддизм. Принцип устойчивости вибрирующего универсума.
20. Античная философия. Целостное представление о космосе - гармонично устроенной Вселенной. Теологическая парадигма средневековья. Мир как творение верховной и единой сущности - Бога.
21. Экологические идеи в исламском вероучении. Экологическая этика Мухаммеда. Экологическое содержание Корана и Сунны как религиозно-нравственная установка.
22. Деятельность мыслителей немецкой классической философии. И. Кант.
23. Тезис о тождественности отношения человека к природе и человека к человеку в ситуации квалификации человеческого поведения как соответствующего нормам морали. Г. Гегель.
24. Понимание природы как ступени в развитии Мирового разума. Л. Фейербах..
25. Марксистская философия. Вопрос о цене победы над природой. К. Маркс и Ф. Энгельс.
26. XX век. Формирование новой научной и мировоззренческой парадигмы коэволюционного развития.
27. Русский космизм. Неразрывная взаимосвязь человека и космоса, соразмерность природного и человеческого бытия.
28. Становление отечественной экофильной философии. Технологическое и экологическое направления.
29. Космологические взгляды К. Циолковского. Становление «новой рациональности». «Космическая» философия панпсихизма.
30. Философия А. Л. Чижевского.
31. Концепция этногенеза в сопряженном развитии биосферы и общества Л.Н. Гумилева.
32. Проблемы социоприродной целостности. Н.Н. Страхов.
33. Н.А. Бердяев. Зависимость судьбы человека от судьбы природы, космоса. Ответственность человека за весь строй природы.
34. Натурфилософское учение Е.И. и Н.И Рерихов.
35. Ноосферные, или неокоэволюционные идеи В.И. Вернадского, Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена, Е.И. и Н.И Рерихов, Н.П. Антонова, Ф.И. Гиренка, Э.С. Демиденко, Н.Н. Моисеева, А.Д. Урсула и др.
36. П. Тейяр де Шарден – основоположник науки о ноосфере – сфере разума
37. Стратегия устойчивого развития. Отказ от тех социальных институтов и систем ценностей, которые поощряют и стимулируют рост материального потребления и несправедливое распределение ресурсов.
38. Понятие «экологическая безопасность» как важная составляющая часть установок и представлений современного общества.
Практические задания
1. Составьте перечень понятий, связанных с концепцией ноосферы
2. Представьте в виде схемы глобальные проблемы современности
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров.
2. Максима общественного сознания ХХ века: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека
3. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический.
4. Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии при помощи ее же методов. 5. Позитивизм: проблема метода в «первом» позитивизме (О.Конт, Г.Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э.Мах, Р.Авенариус).
5. Герменевтика и ее взгляд на познание (В.Дильтей, Г.Х.Гадамер).
6. Антропологизм (иррационалистической направленности). «Философия жизни» и ее противопоставление «наук о духе» и «наук о природе» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон).
7. Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (К.Ясперс, Ж.-П.Сартр). Психоанализ (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм).
8. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.
9. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.
10. Философско-методологические аспекты проблемы безопасности социоприродных систем.
11. Концептуальный анализ проблемы безопасности в современной науке.
12. Эволюция проблемы безопасности в философии и научном познании. Основные виды безопасности.
13. Деятельностный подход к обеспечению безопасности.
14. Русский космизм в осмыслении новых форм развития.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гобозов, И. А. Социальная философия: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/2B0B330A-8228-4140-96B1-FF6F7495C3C7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Спиркин, А. Г. Общая философия: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/2BB1AA5D-5C7C-4315-BCCF-D40E458C5960
Л2.2 Кефели, И. Ф. Глобалистика. Экополитология: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socio.ru
Э2 www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov
Э3 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э4 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.