Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_С-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 75 | 75 | 75 | 75 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р. филос.наук, профессор
1.1. | идентифицировать и углубить профессиональную ориентацию студентов, сформировать у них необходимые навыки для успешной профессиональной деятельности; способствовать подготовке образованных, творческих и критически мыслящих специалистов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовые и профессионально профильные основы социологии содержание профессиональной деятельности социолога, основные направления в работе, сложившиеся в социологической практике логику исследовательского процесса основные методы сбора социологической информации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать знание современных исследовательских методов при изучении актуальных проблем социологии логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию критически анализировать информационные источники, научные тексты |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | формулирования целей, ставить конкретные задачи научных исследований в области социологии использовать понятийный аппарат теоретической и прикладной социологии в ходе решения профессиональных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в профессию | ||||||
1.1. | Социология как профессия: образ социолога в общественном сознании | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.2. | Социология как профессия: образ социолога в общественном сознании | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.3. | Социология как профессия: образ социолога в общественном сознании | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.4. | Личность социолога. Профессиональная этика социолога | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.5. | Личность социолога. Профессиональная этика социолога | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.6. | Личность социолога. Профессиональная этика социолога | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Исследовательская деятельность социолога | ||||||
2.1. | Работа с социологической информацией | Лекции | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.2. | Работа с социологической информацией | Практические | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.3. | Работа с социологической информацией | Сам. работа | 1 | 12 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.4. | Требования к письменным научным работам | Лекции | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.5. | Требования к письменным научным работам | Практические | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.6. | Требования к письменным научным работам | Сам. работа | 1 | 12 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.7. | Подбор и формулирование исследовательской проблемы для проведения исследования. Требования к постановке целей и задач исследования в различных областях социологии | Лекции | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.8. | Подбор и формулирование исследовательской проблемы для проведения исследования. Требования к постановке целей и задач исследования в различных областях социологии | Практические | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.9. | Подбор и формулирование исследовательской проблемы для проведения исследования. Требования к постановке целей и задач исследования в различных областях социологии | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.10. | Социологические исследования в структуре социологического знания | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.11. | Социологические исследования в структуре социологического знания | Практические | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.12. | Социологические исследования в структуре социологического знания | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Профессиональное становление социолога | ||||||
3.1. | Карьера социолога после окончания ВУЗа | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.2. | Карьера социолога после окончания ВУЗа | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.3. | Карьера социолога после окончания ВУЗа | Сам. работа | 1 | 11 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.4. | Экзамен | 1 | 27 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Перечень вопросов и заданий к экзамену: Теоретические вопросы: 1. Общие сведения о направлении подготовки по специальности «Социология» 2. Профессиональные сферы деятельности социолога 3. Роль социологии в обществе. Функции социологии 4. Особенности развития социологии в России 5. История развития социологии в Алтайском крае и Алтайском государственном университете 6. Формирование навыков социальной коммуникации. Вербальная и невербальная системы коммуникации 7. Социальная перцепция, социальная интеракция и профессиональная деятельность социолога 8. Источники социологической информации. Правила оформления источников и научной литературы 9. Поиск литературы и источников. Изучение литературы. Плагиат 10. Выбор темы исследования. Исследовательская проблема 11. Проблема выборки в социологическом исследовании 12. Структура научной (курсовой) работы. Оформление научной (курсовой) работы 13. Создание презентации по итогам результатов исследования 14. Публичное выступление и представление результатов исследования 15. Программа социологического исследования. Роль программы социологического исследования 16. Количественные и качественные методы социологического исследования 17. Анкетный опрос как метод социологического исследования 18. Контент-анализ как метод социологического исследования 19. Эксперимент как метод социологического исследования 20. Интервью как метод социологического исследования 21. Фокус-группа как метод социологического исследования 22. Анализ документов как метод социологического исследования 23. Наблюдение как метод социологического исследования 24. Этика общения интервьюера и респондента 25. Феномен ответственности социолога за научную достоверность и надежность социальной информации Практические задания проблемно-поискового характера: 1. Сформулируйте три актуальные темы социологического исследования, которые необходимо изучать социологам в современном обществе 2. По проблеме, которая играет первостепенное значение для Вас лично, сформулируйте цель конкретного социологического исследования |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Перечень тем эссе: 1. Не профессия выбирает человека, а человек профессию (Сократ) 2. Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим (Илья Ильф и Евгений Петров) 3. Высокий профессионализм — обращенное в профессию творчество (Гинзбург Л.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т.И. Барсукова | Введение в специальность : учебное пособие | СКФУ, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Латышева, В. В. | Социология: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289. |
Л2.2 | Оганян К.М. | МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru | ||
Э2 | ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
Э3 | Социология.RU | sotsiologia.ru | ||
Э4 | Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) | lib.socio.msu.ru | ||
Э5 | Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) | wciom.ru | ||
Э6 | Национальная социологическая энциклопедия | voluntary.ru | ||
Э7 | Курс в moodle "Ввеление в профессию" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. - На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/. - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |