МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, доцент Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р. филос.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р. филос.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.идентифицировать и углубить профессиональную ориентацию студентов, сформировать у них необходимые навыки для успешной профессиональной деятельности;
способствовать подготовке образованных, творческих и критически мыслящих специалистов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые и профессионально профильные основы социологии
содержание профессиональной деятельности социолога, основные направления в работе, сложившиеся в социологической практике
логику исследовательского процесса
основные методы сбора социологической информации
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знание современных исследовательских методов при изучении актуальных проблем социологии
логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию
критически анализировать информационные источники, научные тексты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.формулирования целей, ставить конкретные задачи научных исследований в области социологии
использовать понятийный аппарат теоретической и прикладной социологии в ходе решения профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в профессию
1.1. Социология как профессия: образ социолога в общественном сознании Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Социология как профессия: образ социолога в общественном сознании Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Социология как профессия: образ социолога в общественном сознании Сам. работа 1 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Личность социолога. Профессиональная этика социолога Сам. работа 1 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Личность социолога. Профессиональная этика социолога Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Личность социолога. Профессиональная этика социолога Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Исследовательская деятельность социолога
2.1. Работа с социологической информацией Лекции 1 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Работа с социологической информацией Практические 1 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Работа с социологической информацией Сам. работа 1 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Требования к письменным научным работам Лекции 1 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Требования к письменным научным работам Практические 1 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Требования к письменным научным работам Сам. работа 1 12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Подбор и формулирование исследовательской проблемы для проведения исследования. Требования к постановке целей и задач исследования в различных областях социологии Лекции 1 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Подбор и формулирование исследовательской проблемы для проведения исследования. Требования к постановке целей и задач исследования в различных областях социологии Практические 1 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Подбор и формулирование исследовательской проблемы для проведения исследования. Требования к постановке целей и задач исследования в различных областях социологии Сам. работа 1 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Социологические исследования в структуре социологического знания Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.11. Социологические исследования в структуре социологического знания Практические 1 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.12. Социологические исследования в структуре социологического знания Сам. работа 1 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Профессиональное становление социолога
3.1. Карьера социолога после окончания ВУЗа Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Карьера социолога после окончания ВУЗа Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Карьера социолога после окончания ВУЗа Сам. работа 1 11 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Экзамен 1 27 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов и заданий к экзамену:
Теоретические вопросы:
1. Общие сведения о направлении подготовки по специальности «Социология»
2. Профессиональные сферы деятельности социолога
3. Роль социологии в обществе. Функции социологии
4. Особенности развития социологии в России
5. История развития социологии в Алтайском крае и Алтайском государственном университете
6. Формирование навыков социальной коммуникации. Вербальная и невербальная системы коммуникации
7. Социальная перцепция, социальная интеракция и профессиональная деятельность социолога
8. Источники социологической информации. Правила оформления источников и научной литературы
9. Поиск литературы и источников. Изучение литературы. Плагиат
10. Выбор темы исследования. Исследовательская проблема
11. Проблема выборки в социологическом исследовании
12. Структура научной (курсовой) работы. Оформление научной (курсовой) работы
13. Создание презентации по итогам результатов исследования
14. Публичное выступление и представление результатов исследования
15. Программа социологического исследования. Роль программы социологического исследования
16. Количественные и качественные методы социологического исследования
17. Анкетный опрос как метод социологического исследования
18. Контент-анализ как метод социологического исследования
19. Эксперимент как метод социологического исследования
20. Интервью как метод социологического исследования
21. Фокус-группа как метод социологического исследования
22. Анализ документов как метод социологического исследования
23. Наблюдение как метод социологического исследования
24. Этика общения интервьюера и респондента
25. Феномен ответственности социолога за научную достоверность и надежность социальной информации
Практические задания проблемно-поискового характера:
1. Сформулируйте три актуальные темы социологического исследования, которые необходимо изучать социологам в современном обществе
2. По проблеме, которая играет первостепенное значение для Вас лично, сформулируйте цель конкретного социологического исследования
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем эссе:
1. Не профессия выбирает человека, а человек профессию (Сократ)
2. Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим (Илья Ильф и Евгений Петров)
3. Высокий профессионализм — обращенное в профессию творчество (Гинзбург Л.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.И. Барсукова Введение в специальность : учебное пособие СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
Л2.2 Оганян К.М. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Социология.RU sotsiologia.ru
Э4 Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) lib.socio.msu.ru
Э5 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) wciom.ru
Э6 Национальная социологическая энциклопедия voluntary.ru
Э7 Курс в moodle "Ввеление в профессию" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/.
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.