Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_02_СР-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 16 | 12 | 16 |
Практические | 30 | 16 | 30 | 16 |
Сам. работа | 39 | 40 | 39 | 40 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 99 | 108 | 99 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент
1.1. | Сформировать способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного делового взаимодействия; способствовать овладению студентами теоретическими и практическими основами профессиональной этики,технологиями межличностного взаимодействия, повышению деловой культуры, развитию коммуникативной компетенции и навыков эффективного общения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-5 | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | правила устной и письменной коммуникации в деловом взаимодействии; особенности межкультурного взаимодействия |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | профессионально взаимодействовать устно и письменно с разными категориями населения с учетом их личностных и культурных особенностей |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть навыками эффективного профессионального взаимодействия с использованием различных средств общения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие характеристики делового общения | ||||||
1.1. | Теоретические подходы к определению основных понятий курса. | Лекции | 2 | 2 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Теоретические подходы к определению основных понятий курса. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Теоретические подходы к определению основных понятий курса. | Практические | 2 | 2 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Специфика делового общения. | Лекции | 2 | 4 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Специфика делового общения. | Практические | 2 | 2 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Специфика делового общения. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Нравственные качества и базовые этические ценности делового человека. | Лекции | 2 | 2 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Нравственные качества и базовые этические ценности делового человека. | Практические | 2 | 2 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Нравственные качества и базовые этические ценности делового человека. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Социально-психологическая компетентность социального работника. | Лекции | 2 | 4 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Социально-психологическая компетентность социального работника. | Практические | 2 | 2 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность как компоненты нравственного профессионала | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Пути повышения эффективности общения профессионала с клиентом. | Лекции | 2 | 2 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Пути повышения эффективности общения профессионала с клиентом. | Практические | 2 | 4 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Пути повышения эффективности общения профессионала с клиентом. | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.16. | Профессиональные этические кодексы(социолога, социального работника, психолога). | Лекции | 2 | 2 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.17. | Профессиональные этические кодексы(социолога, социального работника, психолога). | Практические | 2 | 4 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.18. | Профессиональные этические кодексы(социолога, социального работника, психолога). | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ Перечень заданий /вопросов Теоретические вопросы 1. Профессиональные ценности социальной работы. 2. Моральные нормы и ценности социальной работы. 3. Типы взаимоотношений социального работника и клиента. 4. Личностно-нравственные качества социального работника. 5. Профессиональные роли и обязанности социального работника. 6. Профессиональный долг социального работника. 7. Понятие общения в психологии. Роль общения в практике социальной работы. 8. Профессиональные требования к социальному работнику. 9. Принципы социальной работы и личность профессионала. 10. Деонтология социальной работы. 11. Этикетные правила в практике социальной работы. 12. Основные принципы профессионально-этического кодекса социальных работников в России. 13. Особенности отношений в социальной работе. 14. Виды и формы делового общения. 15. Этические обязательства социального работника перед клиентами. 16. Этические обязательства социального работника по отношению к коллегам. 17. Этические обязанности социального работника перед своей профессией. 18. Этическая ответственность социального работника перед обществом. 19. Этические кодексы социальных работников различных стран. 20. Этические дилеммы в практике социальной работы. 21. Восприятие и понимание как проблема в процессе взаимодействия социального работника и клиента. 22. Невербальное общение в практике социальной работы. 23. Вербальное общение в практике социальной работы (культура речевого общения). 24. Особенности общения социального работника с клиентом, находящимся в состоянии психологического кризиса. 25. Основные принципы этики делового общения. 26. Социально-психологические барьеры в общении социального работника и клиента. 27. Пути повышения эффективности профессионального общения. 28. Профессиональное общение как обмен информацией. 29. Профессиональное общение как интеракция. 30. Социально-психологическое пространство и его роль в практике социальной работы. 31. Проблема взаимодействия социального работника и клиента в процессе консультативной беседы. 32. Деловая беседа, приемы влияния на партнера. Практические задания 1. Составьте план деловой беседы, используя информационные, контрольные и подтверждающие, ознакомительные виды вопросов. 2. Составьте план деловой беседы, используя вступительные, однополюсные, направляющие, информационные виды вопросов. 3. Составьте план деловой беседы, используя вопросы для ориентации, альтернативные, встречные, информационные виды вопросов. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Перечень тем 1. Технологии решения конфликтных межличностных ситуаций 2. Формы речевой межличностной коммуникации 3. Речевой этикет в межличностном общении. 4. Риторика как составляющая культуры делового общения. 5. Установление межличностного контакта. 6. Типы поведения в межличностной коммуникации. 7. Виртуальная коммуникация. 8. Этика деловых отношений. 9. Психологическая коррекция стиля общения. 10. Этапы делового общения, особенности поведения на каждом из них. 11. Стратегии ведения переговоров, использование психологических и этических способов влияния на их процесс. 12. Деловое общение в рабочей группе. Модели поведения делового общения. 13. Социально-психологический климат коллектива и его влияние на деловые отношения. 14. Проблема лидерства и деловые отношения. 15. Стресс и его влияние на процесс делового общения. 16. Этика делового общения: общие принципы и образцы поведения. 17. Этикет и культура делового общения. 18. Виды и формы делового общения. 19. Межличностное общение и критерии его эффективности. 20. Речевые аспекты переговорного процесса. 21. Семантика и механизмы межличностного общения. 22. Теории конфликта и технологии успешного межличностного общения и взаимодействия. 23. Роль чувств и эмоций в межличностном общении. 24. Символический аспект коммуникации. 25. Ситуационные факторы коммуникации 26. Личностные факторы коммуникации. 27. Стили и особенности ведения деловых переговоров. 28. Невербальные особенности делового общения. 29. Деловая беседа, приемы влияния на партнера. 30. Конфликтные ситуации в деловом общении и способы их разрешения. 31. Стратегии межличностного взаимодействия. 32. Структура межличностного взаимодействия. 33. Особенности межкультурного делового взаимодействия. 34. Обратная связь в межличностном общении. 35. Основные характеристики культуры делового общения. 36. Технологии развития делового общения. 37. Культура делового общения в трудовом коллективе. 38. Технологии преодоления конфликтных ситуаций. 39. Формы и методы активного общения как способ преодоления конфликтов. 40. Психолого-педагогический тренинг в деловом общении. 41. Социальные нормы и стереотипы общения. 42. Психолого-социальные аспекты межличностного взаимодействия. 43. Вербальные и невербальные средства общения. 44. Барьеры межличностного непонимания и способы их преодоления. 45. Письменные формы деловой коммуникации. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кузнецов И.Н. | Деловое общение: Учебные пособия | Издательство "Дашков и К", 2017 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Фатеева И. М. | Культура речи и деловое общение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | МИРБИС|Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Скибицкая И. Ю., Скибицкий Э. Г. | ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Деловое общение" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 1. Лекция. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя). - На практическом занятии ответы студент излагает устно. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств. - Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. - Практическое задание выполняется самостоятельно, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 фонда оценочных средств. Выбор упражнений должен определяться их ориентацией на развитие способностей к эффективной деловой коммуникации. Тренинговое упражнение выполняется самостоятельно, результаты представляется на практических занятиях. - Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 фонда оценочных средств. - Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 3. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 4. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации. - Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. - Зачет проходит в устной форме, включает теоретический вопрос и практическое задание, выбранные из перечня вопросов к зачету п.3 фонда оценочных средств. Теоретический вопрос и практическое задание касаются правил, видов, форм делового общения, этических проблем практики социальной работы. |