МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловое общение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 16 12 16
Практические 30 16 30 16
Сам. работа 39 40 39 40
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 99 108 99

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чудова Светлана Георгиевна

Рабочая программа дисциплины
Деловое общение

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г. №8

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Срок действия программы: 2015-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного делового взаимодействия; способствовать овладению студентами теоретическими и практическими основами профессиональной этики,технологиями межличностного взаимодействия, повышению деловой культуры, развитию коммуникативной компетенции и навыков эффективного общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правила устной и письменной коммуникации в деловом взаимодействии; особенности межкультурного взаимодействия
3.2.Уметь:
3.2.1. профессионально взаимодействовать устно и письменно с разными категориями населения с учетом их личностных и культурных особенностей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками эффективного профессионального взаимодействия с использованием различных средств общения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие характеристики делового общения
1.1. Теоретические подходы к определению основных понятий курса. Лекции 2 2 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Теоретические подходы к определению основных понятий курса. Сам. работа 2 6 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Теоретические подходы к определению основных понятий курса. Практические 2 2 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Специфика делового общения. Лекции 2 4 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Специфика делового общения. Практические 2 2 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Специфика делового общения. Сам. работа 2 6 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Нравственные качества и базовые этические ценности делового человека. Лекции 2 2 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Нравственные качества и базовые этические ценности делового человека. Практические 2 2 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Нравственные качества и базовые этические ценности делового человека. Сам. работа 2 6 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Социально-психологическая компетентность социального работника. Лекции 2 4 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Социально-психологическая компетентность социального работника. Практические 2 2 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность как компоненты нравственного профессионала Сам. работа 2 4 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Пути повышения эффективности общения профессионала с клиентом. Лекции 2 2 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Пути повышения эффективности общения профессионала с клиентом. Практические 2 4 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Пути повышения эффективности общения профессионала с клиентом. Сам. работа 2 10 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Профессиональные этические кодексы(социолога, социального работника, психолога). Лекции 2 2 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Профессиональные этические кодексы(социолога, социального работника, психолога). Практические 2 4 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Профессиональные этические кодексы(социолога, социального работника, психолога). Сам. работа 2 8 ОК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень заданий /вопросов
Теоретические вопросы

1. Профессиональные ценности социальной работы.
2. Моральные нормы и ценности социальной работы.
3. Типы взаимоотношений социального работника и клиента.
4. Личностно-нравственные качества социального работника.
5. Профессиональные роли и обязанности социального работника.
6. Профессиональный долг социального работника.
7. Понятие общения в психологии. Роль общения в практике социальной работы.
8. Профессиональные требования к социальному работнику.
9. Принципы социальной работы и личность профессионала.
10. Деонтология социальной работы.
11. Этикетные правила в практике социальной работы.
12. Основные принципы профессионально-этического кодекса социальных работников в России.
13. Особенности отношений в социальной работе.
14. Виды и формы делового общения.
15. Этические обязательства социального работника перед клиентами.
16. Этические обязательства социального работника по отношению к коллегам.
17. Этические обязанности социального работника перед своей профессией.
18. Этическая ответственность социального работника перед обществом.
19. Этические кодексы социальных работников различных стран.
20. Этические дилеммы в практике социальной работы.
21. Восприятие и понимание как проблема в процессе взаимодействия социального работника и клиента.
22. Невербальное общение в практике социальной работы.
23. Вербальное общение в практике социальной работы (культура речевого общения).
24. Особенности общения социального работника с клиентом, находящимся в состоянии психологического кризиса.
25. Основные принципы этики делового общения.
26. Социально-психологические барьеры в общении социального работника и клиента.
27. Пути повышения эффективности профессионального общения.
28. Профессиональное общение как обмен информацией.
29. Профессиональное общение как интеракция.
30. Социально-психологическое пространство и его роль в практике социальной работы.
31. Проблема взаимодействия социального работника и клиента в процессе консультативной беседы.
32. Деловая беседа, приемы влияния на партнера.
Практические задания
1. Составьте план деловой беседы, используя информационные, контрольные и подтверждающие, ознакомительные виды вопросов.
2. Составьте план деловой беседы, используя вступительные, однополюсные, направляющие, информационные виды вопросов.
3. Составьте план деловой беседы, используя вопросы для ориентации, альтернативные, встречные, информационные виды вопросов.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем
1. Технологии решения конфликтных межличностных ситуаций
2. Формы речевой межличностной коммуникации
3. Речевой этикет в межличностном общении.
4. Риторика как составляющая культуры делового общения.
5. Установление межличностного контакта.
6. Типы поведения в межличностной коммуникации.
7. Виртуальная коммуникация.
8. Этика деловых отношений.
9. Психологическая коррекция стиля общения.
10. Этапы делового общения, особенности поведения на каждом из них.
11. Стратегии ведения переговоров, использование психологических и этических способов влияния на их процесс.
12. Деловое общение в рабочей группе. Модели поведения делового общения.
13. Социально-психологический климат коллектива и его влияние на деловые отношения.
14. Проблема лидерства и деловые отношения.
15. Стресс и его влияние на процесс делового общения.
16. Этика делового общения: общие принципы и образцы поведения.
17. Этикет и культура делового общения.
18. Виды и формы делового общения.
19. Межличностное общение и критерии его эффективности.
20. Речевые аспекты переговорного процесса.
21. Семантика и механизмы межличностного общения.
22. Теории конфликта и технологии успешного межличностного общения и взаимодействия.
23. Роль чувств и эмоций в межличностном общении.
24. Символический аспект коммуникации.
25. Ситуационные факторы коммуникации
26. Личностные факторы коммуникации.
27. Стили и особенности ведения деловых переговоров.
28. Невербальные особенности делового общения.
29. Деловая беседа, приемы влияния на партнера.
30. Конфликтные ситуации в деловом общении и способы их разрешения.
31. Стратегии межличностного взаимодействия.
32. Структура межличностного взаимодействия.
33. Особенности межкультурного делового взаимодействия.
34. Обратная связь в межличностном общении.
35. Основные характеристики культуры делового общения.
36. Технологии развития делового общения.
37. Культура делового общения в трудовом коллективе.
38. Технологии преодоления конфликтных ситуаций.
39. Формы и методы активного общения как способ преодоления конфликтов.
40. Психолого-педагогический тренинг в деловом общении.
41. Социальные нормы и стереотипы общения.
42. Психолого-социальные аспекты межличностного взаимодействия.
43. Вербальные и невербальные средства общения.
44. Барьеры межличностного непонимания и способы их преодоления.
45. Письменные формы деловой коммуникации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. Деловое общение: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фатеева И. М. Культура речи и деловое общение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МИРБИС|Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Скибицкая И. Ю., Скибицкий Э. Г. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Деловое общение" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Лекция.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя).
- На практическом занятии ответы студент излагает устно. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке.
- Практическое задание выполняется самостоятельно, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 фонда оценочных средств. Выбор упражнений должен определяться их ориентацией на развитие способностей к эффективной деловой коммуникации. Тренинговое упражнение выполняется самостоятельно, результаты представляется на практических занятиях.
- Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 фонда оценочных средств.
- Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно).
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
- Зачет проходит в устной форме, включает теоретический вопрос и практическое задание, выбранные из перечня вопросов к зачету п.3 фонда оценочных средств. Теоретический вопрос и практическое задание касаются правил, видов, форм делового общения, этических проблем практики социальной работы.