МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Латентные социальные структуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Воронина С.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Латентные социальные структуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у студентов интереса к фундаментальным социологическим знаниям,
стимулирование потребности к социально-философской оценке исторических событий и фактов действительности,
усвоение идеи единства мирового социального процесса при одновременном признании многообразия его форм.
способствовать созданию у студентов целостного системного представления о социальном устройстве общества и месте скрытых элементов в нем, формированию и эволюции латентных структур общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. актуальные проблемы исследований в сфере управления и контроля скрытых элементов социальной структуры

3.2.Уметь:
3.2.1.проводить грань между скрытыми и явными элементами социальной структуры.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения методов социологии в исследованиях и организации управления социальных элементов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы курса «Латентные социальные структуры»
1.1. Объект и предмет курса «Латентные социальные структуры». Характеристика исследовательских подходов к определению понятия «социальная структура» Лекции 3 1 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Объект и предмет курса «Латентные социальные структуры». Характеристика исследовательских подходов к определению понятия «социальная структура» Практические 3 4 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Объект и предмет курса «Латентные социальные структуры». Характеристика исследовательских подходов к определению понятия «социальная структура» Сам. работа 3 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Социологический анализ латентных социальных структур общества в динамическом аспекте
2.1. Элита как скрытый элемент социальной структуры Лекции 3 1 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Элита как скрытый элемент социальной структуры Практические 3 1 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Элита как скрытый элемент социальной структуры Сам. работа 3 25 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Место теорий элиты в социальной философии и социологии Лекции 3 1 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Место теорий элиты в социальной философии и социологии Практические 3 1 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Место теорий элиты в социальной философии и социологии Сам. работа 3 25 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Бюрократия как форма управления обществом, олигархия Лекции 3 4 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Бюрократия как форма управления обществом, олигархия Практические 3 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Бюрократия как форма управления обществом, олигархия Сам. работа 3 25 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Группы давления (лобби). Коррупция как элемент социальной структуры Лекции 3 1 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Группы давления (лобби). Коррупция как элемент социальной структуры Практические 3 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Группы давления (лобби). Коррупция как элемент социальной структуры Сам. работа 3 8 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Клики, кланы. Родственно-земляческие группы Лекции 3 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.14. Клики, кланы. Родственно-земляческие группы Практические 3 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.15. Клики, кланы. Родственно-земляческие группы Сам. работа 3 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.16. Мафия Лекции 3 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.17. Мафия Практические 3 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.18. Мафия Сам. работа 3 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.19. Современные формы скрытых элементов социальной структуры – теневая практика Лекции 3 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.20. Современные формы скрытых элементов социальной структуры – теневая практика Практические 3 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.21. Современные формы скрытых элементов социальной структуры – теневая практика Сам. работа 3 0 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.22. Экзамен 3 9 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы.
1. Объект и предмет курса «Латентные социальные структуры и специфика их социологических исследований».
2. Характеристика исследовательских подходов к определению понятия «социальная структура».
3. Многообразие подходов к определению феномена теневизации.
4. Конвенциональные взаимоотношения явных и скрытых элементов социальной структуры.
5. Определение понятия «мафия». История развития.
6. Характер и источники эволюции преступности.
7. Формы функционирования мафии как скрытого элемента социальной структуры.
8. Приемы воздействия, цели мафии.
9. Специфика социологического подхода к изучению социальной структуры и её скрытых (латентных) элементов. Многообразие методологических подходов к определению дефиниции «социальная структура
10. Политические, экономические, семейные кланы. Социальные предпосылки возникновения. Общая характеристика, типология, цели.
11. Марксистский и структурно-функциональный подход к изучению социальной структуры общества. Понятие класса, нации, сословия, слоя, малых групп и «социальной группы».
12. Характеристика родственно-земляческих связей. Характер деятельности, функции, специфика, цели и задачи.
13. Общая характеристика явных элементов социальной структуры: политических групп, классов, территориально-региональных групп, вероисповедных групп, демографических групп.
14. Критерии отличия клики от других скрытых элементов социальной структуры.
15. Элитизм как отрасль социологического знания. Генеалогия элитизма.
16. Теоретический фундамент элитизма. Эволюция элитизма.
Практические задания.
1. Покажите связи целей клики и её функционирование.
2. Приведите объяснение элитизма в религиозной социологии.
3. Сравните и дифференцируйте понятий «клика», «клан», «родственно-земляческая группа».
4. Приведите объяснения биологическому обоснованию элитизма.
5. Сравните политические и управленческие клики.
6. Сформулируйте психологическую теорию элиты.
7. Покажите, в чем сложность теоретических разработок проблемы коррупции. Истоки понятия коррупции.
8. Приведите объяснение существующей классификации лобби, функции лоббизма. Методы действия. Ресурсы лоббизма.
9. Покажите латентность менеджеризма.
10. Смодулируйте генезис системы лобби. Социальная природа лобби и лоббизма.
11. Покажите в чем сложность организационная концепция элиты. Трансформация элитизма. Теории баланса элит.
12. Сравните связи олигархического типа и менеджеризма. Покажите структуру олигархии.
13. Покажите зависимость элиты от социальной стратификации. Горизонтальные и вертикальные элиты.
14. Покажите в чем сложность и особенность олигархизма в современной России.
15. Приведите объяснение проблемы элит в российской социологии.
16. Покажите связь бюрократии и социума. Социальная природа бюрократии. Характеристика бюрократических отношений.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеются
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Брушкова Л.А. Социология : учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socio.ru
Э2 www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov
Э3 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э4 Курс в Moodl: «Латентные социальные структуры» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.