МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы современного социального знания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Воронина С.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам.декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы современного социального знания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать представление о классических парадигмах и современном состоянии социологического знания;
способствовать изучению и систематизации студентами теоретических и практических основ современного социального знания, направленных на формирование глубоких целостных представлений об особенностях социокультурной действительности, сложных социальных задачах и подходах к их решению.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Этапы развития социальных наук в контексте дифференциации. Развитие социальных наук в контексте интеграции. Социально-гуманитарные науки в России: смена векторов развития

3.2.Уметь:
3.2.1.Оценить роль социальных институтов в жизни общества.
Применять на практике методы социологии для анализа социальных проблем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Определения направлений развития общества и особенностей глобализационных процессов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Актуальные проблемы современного социального знания"
1.1. «Полипарадигмальность и проблема монизма современного социального знания». Дифференциация и интеграция социальных наук на рубеже XX-XXI веков Лекции 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. «Полипарадигмальность и проблема монизма современного социального знания». Дифференциация и интеграция социальных наук на рубеже XX-XXI веков Практические 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. «Полипарадигмальность и проблема монизма современного социального знания». Дифференциация и интеграция социальных наук на рубеже XX-XXI веков Сам. работа 7 18 Л1.1, Л2.1
1.4. Современные социологические теории. Глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках Лекции 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Современные социологические теории. Глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках Практические 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Современные социологические теории. Глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках Сам. работа 7 16 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Взаимодействие социальных наук с гуманитарным, точным и естественнонаучным знанием рубежа XX-XXI веков. Социология в системе современного научного знания Практические 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Взаимодействие социальных наук с гуманитарным, точным и естественнонаучным знанием рубежа XX-XXI веков. Социология в системе современного научного знания Лекции 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.9. Взаимодействие социальных наук с гуманитарным, точным и естественнонаучным знанием рубежа XX-XXI веков. Социология в системе современного научного знания Сам. работа 7 16 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.10. Историческая и актуальная роль социологии в развитии современного социального знания. Особенности современной отечественной социологии. Методологические проблемы современного социального знания Лекции 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.11. Историческая и актуальная роль социологии в развитии современного социального знания. Особенности современной отечественной социологии. Методологические проблемы современного социального знания Практические 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.12. Историческая и актуальная роль социологии в развитии современного социального знания. Особенности современной отечественной социологии. Методологические проблемы современного социального знания Сам. работа 7 16 ОПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические задания:
1. Полипарадигмальность или монизм современного социального знания: постановка проблемы.
2. Причины современного «парадигмального бума».
3. Проблема преодоления полипарадигмальности современного социального знания, основные направления ее решения.
4. Дифференциация социальных наук на рубеже XX – XXI вв.
5. Интеграция социальных наук на рубеже XX – XXI вв.
6. Теоретическое и эмпирическое, феноменологическое и технологическое в современном социальном знании.
7. Неофункционализм и его критика.
8. Современные теории потребления и перспективы их развитя.
9. Постмодернистские и пост-постмодернистские социальные теории.
10. Поликультурные социальные теории.
11. «Рациональный выбор» и новые модели рациональности.
12. Социогенетика как внутренняя линия генезиса неклассической социологии.
13. Современные сетевые социальные теории.
14. Глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках.
15. Взаимодействие социальных наук с гуманитарным знанием рубежа XX – XXI веков.
16. Взаимодействие социальных наук с точным и естественно-научным рубежа XX – XXI веков.
17. Роль современной социологии в процессах междисциплинарного синтеза.
18. Историческая и актуальная роль социологии в развитии современного социального знания.
19. Социология будущего: альтернативы развития.
20. Теоретическая социология в современной России.
21. Социологические теории среднего уровня: современный российский контекст.
22. Современная эмпирическая социология в России.
23. Место отечественной социологии в развитии современного социального знания.
24. Проблема определения объекта и предмета в современной социологии.
25. Проблема категориального аппарата современного социального знания.
26. Влияние русской культуры на формирование методологических установок современного социального знания.

Типовые практические задания:
1. При обсуждении вопроса о роли понимающей социологии в социокультурной жизни общества, между Ивановым и Петровым возникла дискуссия. По мнению Иванова, основателем данного направления философской мысли является Д. Локк, а по мнению Петрова — это О. Конт. Разрешите спор.
2. При обсуждении вопроса о том, что такое девиантное поведение, между Ивановым и Петровым возникла дискуссия. По мнению Иванова, девиантное поведение — это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта и правовых идеалов, а по мнению Петрова — это отклоняющееся поведение, не согласующееся с общественными нормами. Разрешите спор.
3. Соотнесите понятия «дифференциация» и «интеграция» социальных наук.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Типология обществ: основные подходы и перспективы в глобализационном аспекте (исторические типы и современный подход).
2. Сравнительная характеристика основных способов развития общества (прогресс и регресс, эволюция и революция).
3. Социальные общности: предпосылки их становления, изменений, развития.
4. Формирование новых общностей (движений и т.д.) в современной России.
5. Проблема социального неравенства в контексте социальных изменений современного российского общества.
6. Природа и факторы социальной стратификации.
7. Основания социальной стратификации: от единообразия к многообразию?
8. Основные тенденции социальной мобильности в современном мире.
9. Проблемы и перспективы «алармистских» направлений исследований в социологии.
10. Зарубежные и отечественные теоретики о понятии социального института.
11. Трансформация социального института семьи (образования, воспитания, здравоохранения и др. …) в современном российском обществе.
12. Взаимодействие института семьи и образования в процессе социализации личности: настоящее и будущее.
13. Представления о семье в различных религиозных конфессиях.
14. Сравнительный анализ типологий личности в психологии и социологии.
15. Основные агенты социализации: трансформация, проблемы, перспективы.
16. Общее и различие в понятиях коллектива и группы, массы и толпы.
17. Социальные нормы и социальный контроль: проблема соответствия в современном обществе.
18. Социальная аномия: теория (Э. Дюркгейм, Р. Мертон) и практика современного российского общества.
19. Сравнительный анализ проявления социальной аномии и девиации в американском и российском обществах.
20. Система факторов девиантного поведения несовершеннолетних.
21. Культура и социальные изменения.
22. Культура как социологическая категория.
23. Трансформация ценностей в современном российском обществе.
24. Проблема соответствия ценностей общества (группы) и ценностей личности.
25. Ценностные ориентации: структура, уровни, типология.
26. Проблема социальной адаптации в условиях трансформации экономической (политической, духовной и др.) сферы общества.
27. Социализация и адаптация: точки пересечения современных процессов.
28. Социологические аспекты изучения социального времени.
29. Глобализация социальных процессов: плюсы и минусы для российского социума.
30. Социология человечества: история и перспективы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 www.socioline.ru/node/842
Э3 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э4 www.soc.pu.ru
Э5 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э6 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э7 Курс в Moodle "Актуальные проблемы современного социального знания" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение: в компьютерном классе установлены средства Windows 10 (контракт № 2568-44/15 от 31.12.2015 бессрочный).
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.