МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бюджетное проектирование в ГМУ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_04_ГМУ-123-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Стрижкина ВН.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Бюджетное проектирование в ГМУ

разработана в соответствии с ФГОС:
38.04.04. «Государственное и муниципальное управление», утвержденный Министерством образования и науки РФ «26» ноября 2014 г. № 1518

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Мищенко В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Мищенко В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. сформировать понимание того, что бюджетное планирование, система мониторинга бюджетных показателей является необходимым условием для формирования как методологических, так и непосредственно применяемых процедур в бюджетном процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности
ПК-4 владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общую текущую ситуацию на основе полученных научно-практических документов в области проектирования бюджета в ГМУ с позиции его финансового обеспечения;
- методы, этапы и нормативно-правовые акты планирования бюджетов, основные и дополнительные прилагаемые к бюджету документы, участников бюджетного процесса в области бюджетного проектирования
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать происходящий в стране бюджетный процесс, особо выделяя его первую стадию - бюджетное проектирование в управлении государством и муниципалитетами;
- выделять основные факторы, влияющие на формирование прогноза основных налогово-бюджетных показателей консолдидированного бюджета РФ, оценить альтернативные варианты проектирования бюджета, выбрать оптимистичный вариант, дать ему оценку и принять стратегическое решение.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть базовыми концепциями принятия решений в области бюджетного проектирования на всех уровнях бюджетной системы РФ;
- аналитическими материалами для ихз практического применения и для распознания проблемных зон управления бюджетами разного уровня бюджетной системы и давать предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления в облаасти бюджетного проектирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Государственное и муниципальное управление бюджетным процессом
1.1. Цель и задачи финансово-бюджетной политики. Современная налоговая и бюджетная политика Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Цель и задачи финансово-бюджетной политики. Современная налоговая и бюджетная политика Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.1
1.3. Сущность бюджетного процесса на федеральном, региональном и местном уровнях. Бюджетное проектирование - первая стадия бюджетного процесса в рамках проектирования бюджетов Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2. Порядок организации подготовительной части составления проектов бюджетов
2.1. Состав и полномочия участников бюджетного процесса в рамках проектирования бюджетов Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Состав и полномочия участников бюджетного процесса в рамках проектирования бюджетов Практические 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
2.3. Внедрение среднесрочного бюджетного планирования на федеральном уровне и на уровне регионов. Обязательные составные элементы данного вида проектирования Практические 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л2.1
2.4. Внедрение среднесрочного бюджетного планирования на федеральном уровне и на уровне регионов. Обязательные составные элементы данного вида проектирования Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3. Составление проекта федерального бюджета
3.1. Государственные органы власти, осуществляющие составление проекта бюджета. Порядок, сроки предоставления и согласования необходимых документов для составления проекта бюджета РФ Практические 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
3.2. Государственные органы власти, осуществляющие составление проекта бюджета. Порядок, сроки предоставления и согласования необходимых документов для составления проекта бюджета РФ Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.1
3.3. Прогнозирование социально-экономического развития территорий России. Долгосрочный бюджетный прогноз Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.4. Программное проектирование бюджета РФ Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.5. Программное проектирование бюджета РФ Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
3.6. Проектирование размеров основных доходов бюджета. Планирование расходов федерального бюджета Практические 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
3.7. Проектирование размеров основных доходов бюджета. Планирование расходов федерального бюджета Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.1
3.8. Резервные фронды Президента и Правительства РФ Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
Раздел 4. 4. Проектирование региональных и местных бюджетов
4.1. Полномочия участников бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях (МО) в части планирования доходов, расходов и межбюджетных трансфертов. Установление порядка осуществления и осуществление бюджетного процесса на соответствующем уровне в соответствии с принципом самостоятельности бюджетной системы РФ Практические 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л2.1
4.2. Полномочия участников бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях (МО) в части планирования доходов, расходов и межбюджетных трансфертов. Установление порядка осуществления и осуществление бюджетного процесса на соответствующем уровне в соответствии с принципом самостоятельности бюджетной системы РФ Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
4.3. Документы, матералы, предоставляемые одновременно с проектом закона (решения) о бюджете Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
4.4. Основные этапы составления проекта регионального бюджета. Состав закона о региональном бюджете Практические 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
4.5. Основные этапы составления проекта регионального бюджета. Состав закона о региональном бюджете Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
4.6. Программнеое проектирование региональных бюджетов. Резервный фонд высшего органа исполнительной власти региона Практические 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
4.7. Программнеое проектирование региональных бюджетов. Резервный фонд высшего органа исполнительной власти региона Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
4.8. Публичные слушания по проекту закона о региональном бюджете Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
4.9. Процедуры составления проекта бюджета муниципального образования. Муниципальные органы, осуществляющие проектирование местных бюджетов Практические 2 1 ОПК-1, ПК-4 Л1.1
4.10. Процедуры составления проекта бюджета муниципального образования. Муниципальные органы, осуществляющие проектирование местных бюджетов Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.1
4.11. Муниципальные программы проектов бюджетов. Резервные фонды исполнительно-распорядительных органов местных администраций Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
4.12. Бюджетное проектирование Зачет 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов Бюджет и бюджетная система: учебник М.: Юрайт, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. А. Крохина Бюджетное право России: учебник М.: Юрайт, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения


Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

При изучении материалов следует обратить внимание на внутридисциплинарные модули:
- общее понятие бюджетного процесса (БП), проектирования бюджета - первой стадии БП;
- полномочия участников бюджетного процесса;
- планирование бюджетов всех уровней бюджетной систиемы РФ на основе "скользящей трехлетки";
- государственные и муниципальные органы власти, осуществляющие бюджетное проектирование;
- основы организационной и нормативно-правовой работы по планированию бюджетов бюджетной системы РФ;
- особенности программного проектирования бюджетов каждого уровня бюджетной системы;
- планирование доходов и расходов бюджетов;
- основные этапы среднесрочного бюджетного планирования;
- публичные слушания по проектам Законов о бюджете в регионах и муниципалитетах;
- рассмотрение изучаемых модулей на конкретных примерах (краевой бюджет, бюджеты городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений Алтайского края).



Методические указания смотри http://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=1355