МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы современного социального знания
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей социологии
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Воронина С.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы современного социального знания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей социологии

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать представление о классических парадигмах и современном состоянии социологического знания;
способствовать изучению и систематизации студентами теоретических и практических основ современного социального знания, направленных на формирование глубоких целостных представлений об особенностях социокультурной действительности, сложных социальных задачах и подходах к их решению.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Этапы развития социальных наук в контексте дифференциации. Развитие социальных наук в контексте интеграции. Социально-гуманитарные науки в России: смена векторов развития.

3.2.Уметь:
3.2.1.Оценить роль социальных институтов в жизни общества.
Применять на практике методы социологии для анализа социальных проблем.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Знанием возможных путей развития общества и особенностей глобализационных процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Актуальные проблемы современного социального знания"
1.1. «Полипарадигмальность и проблема монизма современного социального знания». Дифференциация и интеграция социальных наук на рубеже XX-XXI веков Практические 7 6 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. «Полипарадигмальность и проблема монизма современного социального знания». Дифференциация и интеграция социальных наук на рубеже XX-XXI веков Лекции 7 6 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. «Полипарадигмальность и проблема монизма современного социального знания». Дифференциация и интеграция социальных наук на рубеже XX-XXI веков Сам. работа 7 18 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.4. Современные социологические теории. Глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках Лекции 7 4 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.5. Современные социологические теории. Глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках Практические 7 6 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.6. Современные социологические теории. Глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках Сам. работа 7 16 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.7. Взаимодействие социальных наук с гуманитарным, точным и естественнонаучным знанием рубежа XX-XXI веков. Социология в системе современного научного знания Практические 7 4 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.8. Взаимодействие социальных наук с гуманитарным, точным и естественнонаучным знанием рубежа XX-XXI веков. Социология в системе современного научного знания Лекции 7 4 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.9. Взаимодействие социальных наук с гуманитарным, точным и естественнонаучным знанием рубежа XX-XXI веков. Социология в системе современного научного знания Сам. работа 7 16 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.10. Историческая и актуальная роль социологии в развитии современного социального знания. Особенности современной отечественной социологии. Методологические проблемы современного социального знания Лекции 7 6 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.11. Историческая и актуальная роль социологии в развитии современного социального знания. Особенности современной отечественной социологии. Методологические проблемы современного социального знания Практические 7 6 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.12. Историческая и актуальная роль социологии в развитии современного социального знания. Особенности современной отечественной социологии. Методологические проблемы современного социального знания Сам. работа 7 16 ОК-6, ОК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы.
1. Полипарадигмальность или монизм современного социального знания: постановка проблемы.
2. Причины современного «парадигмального бума».
3. Проблема преодоления полипарадигмальности современного социального знания, основные направления ее решения.
4. Дифференциация социальных наук на рубеже XX – XXI вв.
5. Интеграция социальных наук на рубеже XX – XXI вв.
6. Теоретическое и эмпирическое, феноменологическое и технологическое в современном социальном знании.
7. Неофункционализм и его критика.
8. Современные теории потребления и перспективы их развитя.
9. Постмодернистские и пост-постмодернистские социальные теории.
10. Поликультурные социальные теории.
11. «Рациональный выбор» и новые модели рациональности.
12. Социогенетика как внутренняя линия генезиса неклассической социологии.
13. Современные сетевые социальные теории.

Практические задания.
1. Сравните глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках.
2. Смоделируйте механизм взаимодействия социальных наук с гуманитарным знанием рубежа XX – XXI веков.
3. Смоделируйте механизм взаимодействия социальных наук с точным и естественно-научным рубежа XX – XXI веков.
4. Покажите роль современной социологии в процессах междисциплинарного синтеза.
5. Выявите историческую роль социологии в развитии современного социального знания.
6. Смоделируйте парадигму социологии будущего и альтернативы развития.
7. Определите сложности развития теоретической социологии в современной России.
8. Сравните социологические теории среднего уровня: современный российский контекст.
9. Выявите специфику развития современной эмпирической социологи в России.
10. Свяжите развитие отечественной социологии с развитием современного социального знания.
11. Укажите на основные проблемы определения объекта и предмета в современной социологии.
12. Укажите на основные проблема формирования категориального аппарата современного социального знания.
13. Выявите влияние русской культуры на формирование методологических установок современного социального знания.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеются
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   акт. ОРМ.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 https://www.biblio-online.ru/book/sociologiya-438548
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 www.socioline.ru/node/842
Э3 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э4 www.soc.pu.ru
Э5 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э6 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э7 Курс в Moodle "Актуальные проблемы современного социального знания" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1775
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.