Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_02_СР-4-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент
1.1. | Сформировать способность предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания для улучшения условий жизнедеятельности молодого человека и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности с помощью мобилизации собственных сил, а также физических, психических и социальных ресурсов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ПК-3 | способностью предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания молодежи; способы мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов молодого человека; условия предоставления мер социальной помощи молодежи. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать проблемы, связанные с условиями жизнедеятельности молодежи и невозможностью самостоятельно обеспечивать свои жизненнные потребности; предложить меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи, социального обслуживания молодежи с учетом их потребностей. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками предоставления мер социальной защиты молодежи, учитывая потребности разных групп молодежи с целью расширения их возможностей, мобилизации собственных ресурсов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные направления и формы социальной поддержки молодежи, в современном российском обществе | ||||||
1.1. | Характеристика молодежи как социально-демографической группы населения. Сущность, содержание, нормативно-правовая база государственной молодежной политики. Определение социальной службы. Виды, принципы, основнеые функции социального обслуживания. Территориальные социальные службы, их деятельность по работе с молодежью. | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Характеристика молодежи как социально-демографической группы населения. Особенности социальной интеграции молодежи в современное российское общество | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Сущность, содержание, нормативно-правовая база государственной молодежной политики. Направления государственной поддержки молодежи. Правовое обеспечение социальной поддержки молодежи | Практические | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Сущность, содержание, нормативно-правовая база государственной молодежной политики | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Направления государственной поддержки молодежи. Правовое обеспечение социальной поддержки молодежи | Сам. работа | 3 | 14 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Организация социальной поддержки молодежи в регионе | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Основные элементы системы социального обслуживания. | ||||||
2.1. | Определение социальной службы. Виды социального обслуживания. Принципы социального обслуживания. Основные функции социального обслуживания. Территориальные социальные службы, их деятельность по работе с молодежью | Практические | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Определение социальной службы. Виды социального обслуживания. Принципы социального обслуживания. Основные функции социального обслуживания. Территориальные социальные службы, их деятельность по работе с молодежью | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Организация социальной поддержки, социального обслуживания молодежи в Алтайском крае. | ||||||
3.1. | Основные направления государственной молодежной политики в Алтайском крае. Региональная модель социальной поддержки молодежи. Организация и реализация социального обслуживания различных категорий молодежи в крае | Практические | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Основные направления государственной молодежной политики в Алтайском крае. Региональная модель социальной поддержки молодежи. Организация и реализация социального обслуживания различных категорий молодежи в крае | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ Перечень заданий /вопросов Теоретические вопросы 1. Природа конфликтов между молодежью и обществом 2. .Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». 3. Концептуальные основы и особенности социальной работы с молодежью. 4. Федеральная программа "Молодежь России (1998-2000 г.)". 5. Проблема определения содержания понятия "молодежь". 6. Правовая база ГМП: Закон "О государственной региональной молодежной политике" (5 ноября 2001 г.). 7. Социальные и молодежные программы: опыт реализации в крае. 8. Федеральная программа "Молодежь Росси (2006-2010 гг.)". 9. Основные направления работы учреждений социального обслуживания для молодежи (краевой уровень). 10. Нормативно-правовая база развития социальных молодежных служб. 11. Молодежные субкультурные группировки как объект социальной работы. 12. Основные тенденции развития современного молодежного и детского движения. 13. Проблемы трудовой занятости молодежи: федеральный, краевой уровни. 14. Правовая основа деятельности общественных объединений молодежи. 15. Проблема социальной работы с молодыми инвалидами. 16. Основные направления деятельности молодежных и детских общественных организаций Алтайского края. 17. Молодежь как объект и субъект социальной работы. 18. Механизмы поддержки одаренной молодежи. 19. Международный опыт разработки и реализации молодежной политики. 20. Структура и функции государственных органов по делам молодежи. 21. Молодежные конфликты, обусловленные возрастным неравенством социального статуса. 22. Особенности взаимодействия молодежи с основными институтами социализации. 23. Субкультурное основание молодежных конфликтов. 24. Основные подходы, направления, проблемы изучения молодежи. 25. Специфика включения современной молодежи в общественную жизнь. 26. Особенности молодежи как социально-демографической группы. 27. Правовая база ГМП: региональный уровень. 28. Государственная молодежная политика как составная часть социальной политики государства. 29. Правовые основы государственной молодежной политики: проблемы формирования и реализации. 30. Основные направления и принципы современной государственной молодежной политики. 31. Опыт взаимодействия общественных и государственных организаций в области решения молодежных проблем. Практическое задание 1. Разработать 2-3 мероприятия по предоставлению социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности молодых людей. 2. Разработать 2-3 мероприятия по предоставлению социально-психологических услуг для адаптации молодых людей в социальной среде. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ Перечень тем 1. Государственно-правовой механизм социальной защиты детей и подростков. 2. Досуговая спортивно-массовая, оздоровительная работа с детьми организаций и учреждений социальной защиты. 3. Зарубежный опыт работы социальной службы с детьми и подростками. 4. Кадровое обеспечение социальных служб и учреждений по месту жительства. 5. Комплексный подход к решению социальных проблем молодежи в системе социальных служб для молодежи. 6. Координация деятельности, ведомств при решении проблем молодежи. 7. Методология и методика исследования социальной поддержки в регионе. 8. Механизм реализации, финансово-экономическое обеспечение программы «Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи» Федеральной программы «Молодежь России». 9. Модель обеспечения социальной поддержки молодежи в регионе. 10. Нормативно-правовые аспекты организации работы с детьми и молодежью по месту жительства. 11. Основные концептуальные подходы к организации клубной социальной помощи. 12. Основные направления государственной поддержки молодежи в ХХ-ХХI вв. 13. Основные направления деятельности и виды социальных служб для молодежи. 14. Основные направления обеспечения социальной поддержки молодежи в регионах и современного российского общества. 15. Основные направления социальной работы в учреждениях общего и профессионального образования. 16. основные научные подходы к анализу социальной поддержки молодежи. 17. Основные цели и принципы социальной работы с молодежью. 18. Основные цели социальной работы с молодежью. 19. Особенности бизнеса и третьего сектора как субъектов практики социальной работы с молодежью. 20. Особенности социальной работы с молодежью в РФ. 21. Перспективы развития системы социальных служб в регионах Российской Федерации. 22. Принципы оказания социальных услуг молодежи. 23. Система социальных служб и социальных служб и социальных учреждений по месту жительства, их задачи и функции. 24. Содержание практики социальной работы с молодежью. 25. Социальные службы помощи детям и подросткам. 26. Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи. 27. Формирование и развитие системы учреждений социального обслуживания для молодежи. 28. Целостная государственно-общественная система социального обслуживания молодежи. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Холостова Е.И. | СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Холостова Е.И. | СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Павленок Петр Денисович | Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие | ИНФРА-М, 2018 | znanium.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | • www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ); | |||
Э2 | • www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум); | |||
Э3 | • www.gain.ru (Государственная академия инноваций); | |||
Э4 | • www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал); | |||
Э5 | • www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»); | |||
Э6 | • www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ); | |||
Э7 | • www.public.ru (Публичная Интернет библиотека); | |||
Э8 | • www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России») | |||
Э9 | • www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»); | |||
Э10 | • www.garant.ru (СПС «Гарант»); | |||
Э11 | Курс в Moodle "Социальное обслуживание молодежи" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 1. Лекция. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя). - На практическом занятии ответы студент излагает устно. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств. - Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. - Практическое задание выполняется самостоятельно, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 настоящего фонда оценочных средств. Выбор тренинговых упражнений должен основываться на активизации психологических и социальных ресурсов молодых людей (как получателей социальных услуг). - Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 фонда оценочных средств. - Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 3. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 4. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации. - Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. - Зачет проходит в устной форме, включает теоретический вопрос и практическое задание, выбранные из перечня вопросов к зачету п.3 фонда оценочных средств. Теоретический вопрос и практическое задание касается обеспечения мер социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания молодежи для расширения их возможностей, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов. Оценка за зачет ставится суммарно, исходя из полноты и глубины ответов на вопрос и задание. |