Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРсМ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р филос. наук, профессор
1.1. | Цель курса «Демография» состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными понятиями, положениями, тенденциями современного развития демографических процессов, научить их применять полученные знания на практике. Задачи учебного курса • Научить студентов анализировать демографические процессы и демографическую обстановку, • ознакомить с источниками данных о населении, дать знания по основными демографическим процессам, • изучить тенденции и факторы основных демографических процессов, приобрести первоначальные знания в области социологического анализа демографических процессов, • уяснить особенности демографической ситуации и тенденции ее развития в мире, в России в целом и ее регионах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02 |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия и категории демографии источники демографических данных показатели естественного и механического движения населения меры демографической политики |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять имеющиеся знания для демографического анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию использовать информационно-коммуникационные технологии для постановки научной проблемы в области демографии критически анализировать информационные источники, научные тексты |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | использования показателей демографических процессов в различных сферах жизнедеятельности использования понятийного аппарата демографии для формирования гражданской позиции творчески использовать понятийный аппарат демографии в ходе решения профессиональных задач, включая информационную и библиографическую культуры использования показателей демографических процессов при решении профессиональных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Демография как наука | ||||||
1.1. | Демография как наука. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Демография как наука. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Демография как наука. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Источники данных о населении | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Источники данных о населении | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Источники данных о населении | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Численность и структура населения | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Численность и структура населения | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Численность и структура населения | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Демографический анализ семьи | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Демографический анализ семьи | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Демографический анализ семьи | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Рождаемость и репродуктивное поведение | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Рождаемость и репродуктивное поведение | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Рождаемость и репродуктивное поведение | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.16. | Смертность и самосохранительное поведение | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.17. | Смертность и самосохранительное поведение | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.18. | Смертность и самосохранительное поведение | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.19. | Демографический анализ брачности и разводимости | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.20. | Демографический анализ брачности и разводимости | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.21. | Демографический анализ брачности и разводимости | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.22. | Миграционная подвижность населения | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.23. | Миграционная подвижность населения | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.24. | Миграционная подвижность населения | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.25. | Цели и направления демографической политики | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.26. | Цели и направления демографической политики | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.27. | Цели и направления демографической политики | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Перечень вопросов и заданий к зачету: Теоретические вопросы: 1. Демография как наука. Предмет демографии. Демография и социология. 2. Источники данных о населении и демографических процессах. 3. Методы демографии. 4. Переписи населения: краткая история проведения. 5. Переписи населения: цели, принципы проведения. 6. Демографические процессы и структуры. Понятие о видах «движения населения». 7. Структуры населения: определение, основные виды. Демографические и недемографические структуры. 8. Понятие рождаемости: определение, методы измерения. 9. Микроэкономический подход к анализу рождаемости (Беккер). 10. Репродуктивное поведение. 11. Демографическое понятие смертности: определение, методы измерения. 12. Таблицы смертности: определение, основные функции. 13. Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни: понятие, расчет, тенденции изменения, социальное значение. 14. Основные тенденции смертности в России. 15. Младенческая смертность: понятие, методика расчета. 16. Самосохранительное поведение: понятие и структура. 17. Депопуляция – причины и последствия. 18. Брак, брачность, брачное состояние. 19. Демографическая типология семей. 20. Семья и домохозяйство в демографии. 21. Планирование семьи – понятие, роль в демографической динамике. 22. Миграция – определение, основные виды, методы измерения. 23. Характеристика миграционных процессов в мире, России и ее регионах. 24. Демографический прогноз: понятие и классификация. 25. Демографические прогнозы для России. 26. Методы демографического прогнозирования. 27. Демографическая политика – понятие, основные методы проведения. 28. Меры демографической политики: достоинства и недостатки. 29. Основные проблемы демографической политики в России на современном этапе. 30. Разработка концепций демографической политики на федеральном и региональном уровнях. Практические задания проблемно-поискового характера: 1. Составить схему «Преимущества и недостатки основных источников демографической информации». 2. Охарактеризуйте значимость демографической информации для практической деятельности и научных исследований. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Перечень тем эссе: 1. Может ли быть ликвидировано отставание России по продолжительности жизни от развитых стран мира? 2. Состояние и тенденции международной миграции населения России. Проблемы регистрации и регулирования. 3. Этнический состав населения России: тенденции и перспективы. 4. Современные тенденции международной миграции в европейских странах. 5. Проблемы демографического старения населения России и продолжительности жизни. 6. Проблемы рождаемости в современной России, вопросы повышения рождаемости в стране и регионе. 7. Перспективы развития семьи и брака в России. Основные тенденции трансформации современной российской семьи. 8. Влияние урбанизации на снижение рождаемости населения. 9. Демографическое старение и его социально-экономические последствия. 10. Перспективы эволюции возрастной структуры населения России и ее последствия для пенсионной системы. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. В. Воронцов, М. Б. Глотов | Демография: учебник и практикум для прикладного бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Малинина Т.Б. | ДЕМОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Социология.RU | sotsiologia.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) | lib.socio.msu.ru | ||
Э3 | Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) | wciom.ru | ||
Э4 | Фонд «Общественное мнение» | www.fom.ru | ||
Э5 | ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru | ||
Э6 | ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
Э7 | Демографический ежегодник России | www.gks.ru | ||
Э8 | Курс в moodle «Демография» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. - На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |