Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Цель курса - изучение информационного общества как новой среды существования средств массовой коммуникации Задачи курса Задачами изучения предмета являются: знакомство с современной ситуацией функционирпорвания информационного общества и проведение теоретической дискуссии по проблем влияния информатизации на социальную жизнь; углубление знаний в области изучения влияния компьютерных и информационных технологий на медийную сферу и журналистскую деятельность |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04.02 |
ОПК-19 | способность понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация) |
ПК-2 | способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах |
ПК-3 | способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общие тенденции развития информационного общества и особенности национальных моделей его становления, в том числе и российской, его влияние на состояние всей социокультурной реальности; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в современных теоретических подходах к исследованию информационного общества, иметь представление об актуальных дискуссиях в этой области; приобрести навыки дискуссии по актуальным вопросам влияния информатизации на эволюцию социума и перспектив развития новых информационных технологий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | представлениями о функционировании информационно-компьютерных технологий и влиянии компьютеризации, развития Интернета, мультимедийных средств на социальную реальность |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы концепции информационного общества | ||||||
1.1. | Концепции «информационного общества» как развитие теории постиндустриализма: общая характеристика | Лекции | 7 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Работа с терминами по теме: "Теоретические основы концепции информационного общества" | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Информационное общество в системе социального развития | ||||||
2.1. | Процесс формирования информационного общества в СМИ. Информационное и постиндустриальное общества. Технические и социальные параметры общества «информационного» | Лекции | 7 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Процесс формирования информационного общества в СМИ. Информационное и постиндустриальное общества. | Практические | 7 | 4 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Технические и социальные параметры общества «информационного» | Практические | 7 | 4 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Реферат на тему: "Информационное общество в системе социального развития" | Сам. работа | 7 | 22 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Информационно-компьютерная революция: сущность и характеристики | ||||||
3.1. | Информационно-компьютерная революция как социально-технический процесс. Этапы компьютерной революции, их характеристика. Компьютеризация и социальное расслоение населения и стран мира | Лекции | 7 | 4 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Этапы компьютерной революции, их характеристика. Компьютеризация и социальное расслоение населения и стран мира | Практические | 7 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Информационно-компьютерная революция: сущность и характеристики | Сам. работа | 7 | 22 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Виртуализация и сетевая реальность, их социальные последствия | ||||||
4.1. | Понятие виртуализации общественной жизни, ее проявление в производственных, экономических, социальных, политических и идеологических отношениях. Формирование «сетевого общества» в СМИ., его характеристики, по М. Кастельсу | Лекции | 7 | 4 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Доклад на тему: "Виртуализация и сетевая реальность, их социальные последствия" | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Интернет как глобальная информационная среда | ||||||
5.1. | Интернет как глобальная информационная среда. Интернет как синтез всех предшествующих средств передачи информации и коммуникации. Интернет как феномен культуры. Виртуализация и сетевая реальность: социальные последствия | Лекции | 7 | 4 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Виртуализация и сетевая реальность: социальные последствия | Практические | 7 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.3. | Интернет как глобальная информационная среда | Сам. работа | 7 | 11 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Информационно-коммуникационные инновации, их роль в трансформации социального пространства и социального времени | ||||||
6.1. | Индивидуальное домашнее задание | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 7. Глобализация как отражение информационных процессов в обществе | ||||||
7.1. | Понятие глобализации. Средства массовой информации как агенты культурной глобализации. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.2. | Глобализм и антиглобализм в эпоху формирования информационного общества.Роль телевидения и Интернета в формировании постиндустриального общества | Практические | 7 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.3. | Мультимедийные презентации на тему: "Глобализация как отражение информационных процессов в обществе" | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 8. Роль СМИ в становлении постиндустриализма и в процессах глобализации | ||||||
8.1. | Концептуальное обоснование роли СМИ в становлении и развитии «информационного», «массово-коммуникационного» общества современности | Лекции | 7 | 4 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
8.2. | Роль СМИ в становлении постиндустриализма и в процессах глобализации | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 9. Журналистика в условиях информационно-коммуникационных инноваций | ||||||
9.1. | Чтение дополнительной литературы на тему: "Журналистика в условиях информационно-коммуникационных инноваций" | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 10. Журналистика в процессах формирования гражданского общества в условиях глобальной информатизации | ||||||
10.1. | Творческое задание на тему: "Журналистика в процессах формирования гражданского общества в условиях глобальной информатизации" | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-19, ПК-2, ПК-3 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Коханова Л.А. | Основы теории журналистики: учебное пособие | Юнити-Дана , 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692 |
Л1.2 | Киселёв, А.Г. | Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть : учебник | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719 |
Л1.3 | Мансуров А.В. | Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ//ЭБС «АлтГУ», 2014 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2235 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бакшин, В.В. | Основы журналистики : учебное пособие | Флинта, 2009 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79332 |
Л2.2 | Ворошилов В. В. | Теория и практика массовой информации : учебник | Изд-во Михайлова В. А., 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э2 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров | deadline.media | ||
Э3 | Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) | www.evartist.narod.ru/journ.htm | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
206Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |