МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в специальность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рецензент(ы):
д.э.н., профессор, Мищенко В.В.

Рабочая программа дисциплины
Введение в специальность

разработана в соответствии с ФГОС:
38.03.04. «Государственное и муниципальное управление», утвержденный Министерством образования и науки РФ «10» декабря 2014 г. № 1567

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- ознакомить студентов с их будущей профессией, объектами, видами и характером профессиональной деятельности;
- раскрыть содержание государственного и муниципального управления как специальности и как объекта научного изучения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-1 умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Задачи университетского образования, организацию деятельности вуза, содержание Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, организацию учебного процесса;
2. Виды и задачи профессиональной деятельности бакалавров в области государственного и муниципального управления;
3. Основные этапы развития государственного и муниципального управления как
науки и профессии
4. Основные принципы и требования к профессии государственного и муниципального служащего
5. Социальную значимость выбранной профессии
6. Особенности ГМУ как профессии
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Организовывать самостоятельную работу
2. Умеет планировать время на подготовку к занятиям различного вида
3. Самостоятельно находить и анализировать информацию. необходимую для подготовки к занятиям различного типа
4. Определять приоритеты профессиональной деятельности
5. Разрабатывать управленческие решения,
6. Эффективно исполнять управленческие решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Понятийным аппаратом, описывающим принципы организации, структуру и взаимосвязь элементов государственного и муниципального управления;
2. Навыками организации самостоятельной работы в процессе обучения
3. Навыками поиска необходимых материалов для обучения
4. Навыками определения приоритетов профессиональной деятельности
5. Инструментами и технологиями управления
6. Навыками эффективной реализации управленческих решений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Государственное и муниципальное управление как профессия
1.1. Государственное и муниципальное управление как профессия Лекции 1 2 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. История специальности ГМУ. Понятие профессии. Профессия менеджера Практические 1 2 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Государственное и муниципальное управление как профессия Сам. работа 1 10 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Особенности организации подготовки бакалавров ГМУ
2.1. Особенности организации подготовки бакалавров ГМУ Лекции 1 2 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Нормативно-правовая база подготовки Практические 1 2 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Организация учебного процесса в АлтГУ Сам. работа 1 10 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Теоретические основы государственного управления
3.1. Понятие и происхождение государства Лекции 1 2 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Теоретические основы государственного управления Практические 1 2 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Основные теории государственного управления Сам. работа 1 10 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Особенности организации подготовки бакалавров ГМУ Сам. работа 1 10 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Структура государственного управления
4.1. Структура государственного управления в РФ Сам. работа 1 6 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Структура государственного управления Сам. работа 1 9 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Основы государственной службы
5.1. Бюрократия: сущность и основные теории Сам. работа 1 2 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.2. Система государственной службы в РФ Сам. работа 1 2 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.3. Основы государственной службы Сам. работа 1 6 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Основы муниципального управления
6.1. Понятие и основные теории местного самоуправления Сам. работа 1 6 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
6.2. Местное самоуправление в РФ Сам. работа 1 6 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
6.3. Основы муниципального управления Сам. работа 1 10 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1
6.4. Подготовка к экзамену Экзамен 1 9 ОК-7, ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Яновский, В.В Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность (для бакалавров) [Электронный ресурс] : : учеб. пособие Москва : КноРус, , 2014. https://e.lanbook.com/book/53401
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. И. Глазунова Система государственного и муниципального управления: учебник: Введение в специальность Гос. ун-т упр.- М. : Проспект, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Лань», ЭБС Университетская библиотека online
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.