МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология бизнеса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-1-2019
Часов по учебному плану 126
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 126 126 126 126

Программу составил(и):
канд. социол.наук, доцент, Замятина О.Н.

Рецензент(ы):
канд. социол.наук, консультант отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества департамента Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики, Ноянзина О.Е.

Рабочая программа дисциплины
Социология бизнеса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Социология бизнеса» является являются:
формирование комплексного представления о бизнесе, как объекте социологического анализа
ознакомление с основными (в том числе социальными) функциями современного предпринимательства
изучение ключевых закономерностей и основных этапов развития бизнес-пространства
выявление социально-психологических и культурных особенностей современного малого и среднего бизнеса
определение роли государства в развитии бизнеса
освоение методологии и методики социологического исследования бизнес-организаций

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретическую основу социологии бизнеса (понятия, этапы становления и развития)
типологию форм бизнеса
актуальные направления и результаты эмпирических социологических исследований в сфере социологии бизнеса
3.2.Уметь:
3.2.1.творчески использовать имеющиеся знания для освоения новых теорий, моделей, методов исследования
логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию
критически анализировать информационные источники, научные тексты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.необходимые для разработки новых методических процессов в бизнес среде с учетом целей и задач исследования
формулирования целей и задач научного исследования в области социологии бизнеса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социологии бизнеса
1.1. Социология бизнеса как специальная социологическая теория Лекции 2 2 УК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Социология бизнеса как специальная социологическая теория Практические 2 4 УК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Социология бизнеса как специальная социологическая теория Сам. работа 2 12 УК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. История становления и развития отечественного бизнеса Лекции 2 4 УК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. История становления и развития отечественного бизнеса Практические 2 4 УК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.6. История становления и развития отечественного бизнеса Сам. работа 2 12 УК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Место бизнеса и производства в социальной структуре общества Лекции 2 2 УК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Место бизнеса и производства в социальной структуре общества Практические 2 4 УК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.9. Место бизнеса и производства в социальной структуре общества Сам. работа 2 12 УК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.10. Основные типы бизнес структур Лекции 2 2 УК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.11. Основные типы бизнес структур Практические 2 6 УК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.12. Основные типы бизнес структур Сам. работа 2 14 УК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.13. Социологические исследования бизнес структур Лекции 2 2 УК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.14. Социологические исследования бизнес структур Практические 2 6 УК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.15. Социологические исследования бизнес структур Сам. работа 2 13 УК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.16. Экзамен 2 27 УК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов и заданий на зачет:
Теоретические вопросы:
1. Социология бизнеса как специальная социологическая теория
2. Основные парадигмы изучения предпринимательства в современной литературе
3. Этапы развития предпринимательства в России
4. Семейное предпринимательство, его институциональные особенности
5. Этническое предпринимательство: причины развития в современных обществах
6. Индивидуальное предпринимательство как форма предпринимательской активности.
7. Женское предпринимательство: особенности стратегий и практики
8. Социальный портрет классического предпринимателя
9. Малое предпринимательство как исходная форма предпринимательской активности, ее социокультурные, организационные и управленческие особенности
10. Государство и предпринимательская деятельность: основные принципы и механизмы влияния
11. Неформальные следствия формальных стратегий государства в отношении предпринимательства: коррупция
12. Культура предпринимательства и коррупция: основные трактовки в социологической литературе
13. «Черное рейдерство» как форма силового предпринимательства
14. Значение и сущность бизнес – планирования
15. Структура и содержание бизнес-плана развития предприятия
16. Основные разделы бизнес-плана
17. Социологические методы в изучении предпринимательства
18. Предпринимательский потенциал общества
Практические задания проблемно-поискового характера:
1. Обосновать методы сбора информации (не менее двух) для конкретного исследования бизнес организаций.
2. Представьте схематично различные формы предпринимательства.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем эссе:
1. Тому, кто не умеет ладить с людьми, нельзя заниматься бизнесом, потому что именно люди нас окружают. (Ли Якокка)
2. Бизнес как масло. Его нельзя смешать ни с чем, кроме бизнеса. (Д.Грэхем)
3. "Предпринимательство – это не наука и не искусство. Это практика" (Питер Друкер)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боброва О.С., Цыбуков С.И., Бобров И.А. ОСНОВЫ БИЗНЕСА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Арустамов Э.А. Основы бизнеса: учебник М. : Дашков и К, 2017 : http://e.lanbook.com/book/93394
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нагайцев В.В. Социология бизнеса: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Социология.RU sotsiologia.ru
Э4 Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) lib.socio.msu.ru
Э5 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) wciom.ru
Э6 Электронная библиотека – социология, психология, управление soc.lib.ru
Э7 Национальная социологическая энциклопедия voluntary.ru
Э8 Курс в moodle «Социология бизнеса» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.